Размер текста: А А А Цвет сайта: А А

Выпуск № 40

Приемная комиссия


Электронная почта:
Время работы:
пн.-пт. с 9 до 18 часов

Только по вопросам поступления
(звонок бесплатный)

прямо с сайта (с 9:30 до 18:00)

УДК 342

Чернявский А.Г.,

Aleksandrcher@mail.ru

доктор юридических наук, профессор Московского института государственного управления и права

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА

В статье анализируются положения о понятии функций права, критериях их классификации, видах, экономической функции права. Уточняется предназначение права в создании и обеспечении правопорядка для общества, государства, иных субъектов. Подчеркивается, что функции права определяют содержание и виды функций различных правовых явлений, в том числе функций юридической ответственности, отдельных структурных частей системы права – отраслей права, правовых институтов и т.п.

Ключевые слова: функция, правовое регулирование, правоотношение, закономерности, категория, методы

Chernyavskiy A.,

Aleksandrcher@mail.ru

Doctor of Law, Professor of the Moscow Institute of Public Administration and Law

THE ECONOMIC FUNCTION OF LAW

The article is analyzed the provisions of the notion of functions of law, the criteria of their classification, types, economic function of law. It is specified the purpose of law in formation and enforcement of public order to society, the state and other subjects. It is emphasized that the functions of law predetermine the content and types of functions of various legal phenomenon, including by functions of legal responsibility, certain structural parts of the system of law such as branches of law, legal institutions, etc.

Keywords: function, legal regulation, legal relation, regularities, category, methods

УДК 340

Афанасьев В.С.,

a.afanasev@ulstu.ru

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых
дисциплин Академии управления МВД РФ, заслуженный юрист РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗАКОННОСТИ

В статье с позиции философского подхода к предмету исследования изложены основы теории законности, раскрыты сущность, содержание и формы законности, выделены факторы, оказывающие существенное влияние на состояние законности.

Ключевые слова: сущность, содержание, формы законности, гарантии и факторы законности

Afanas’ev V.,

a.afanasev@ulstu.ru

Doctor of Law, Professor, Professor of Chair of State and Legal Disciplines of the Academy
of Management of the Interior Ministry of Russia, Honored Lawyer of the Russian Federation

TOPICAL ISSUES OF LEGALITY THEORY

The article is considered the foundations of legality theory from the perspectives of philosophical approach to the subject of study, discovered the substance, content and forms of legality and emphasized the factors, exerting a significant impact on state of legality.

Keywords: substance, content, forms of legality, guarantees and factors of legality

УДК 343

Иванов В.Ф.,

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии

Гаджиев С.М.,

аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии

vivanov@sgap.ru, saburgadzhiev@yandex.ru

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В статье проведен анализ понятия и содержания антикоррупционного просвещения, сформулированных в законодательстве Российской Федерации, в том числе регионального уровня, а также рассмотрена структура программы антикоррупционного просвещения, утвержденная на федеральном уровне.

На основе исследования предложены мероприятия по активизации антикоррупционного просвещения в Саратовской области. Указанные мероприятия могут способствовать развитию данного направления, реализации антикоррупционной политики.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, антикоррупционная политика, антикоррупционное просвещение, мероприятия антикоррупционного воздействия

Ivanov V.,

PhD in Law, Professor of Chair of Criminal and Criminal Executive Law of the Saratov State Academy of Law

Gadjiev S.,

Postgraduate student of Chair of Criminal and Criminal Executive Law of the Saratov State Academy of Law

vivanov@sgap.ru, saburgadzhiev@yandex.ru

ANTI-CORRUPTION EDUCATION IS AN ESSENTIAL COMPONENT
OF THE PREVENTING CORRUPTION

In the article the analysis of conception and content of anti-corruption education, which formulated in the legislation of the Russian Federation, including the regional level, is conducted; as well as approved at the Federal level, the program structure of anti-corruption education is discussed. Following the study, the activities on improving of anti-corruption education of the Saratov region are proposed. These activities may contribute to the development of this direction and realization of anti-corruption policy.

Keywords: corruption, anti-corruption legislation, anti-corruption policy, anti-corruption education, activities of anti-corruption impact

УДК 65.012.432

Потапов Н.А.,

potapovulgu27@mail.ru

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и гражданского права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА В КОРПОРАЦИИ

Статья посвящена гражданско-правовой ответственности генерального директора в корпорации и носит практический характер.

Актуальность исследования связана с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Этот Закон уточнил положения о гражданско-правовой ответственности генерального директора.

Ключевые слова: юридическая ответственность, гражданско-правовая ответственность, корпорации, генеральный директор, принцип добросовестности

Potapov N.,

potapovulgu27@mail.ru

PhD in Law, Associate Professor of Chair of Private International and Civil Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry for Foreign Affairs of the Russian Federation

CIVIL LIABILITY OF THE DIRECTOR GENERAL IN THE CORPORATION

The article is devoted to the civil liability of the Director General in the Corporation and it has a practical importance. The relevance of the study is connected with the entry into force of the Federal law of 05.05.2014 N 99-FL “On amendments to Chapter 4th of part one of the Civil Code of the Russian Federation and on invalidation of individual provisions of legislative acts of the Russian Federation”. This Federal Law clarified the provisions on civil liability of the Director General.

Keywords: legal responsibility, civil liability, corporations, Director General, principle of good faith

УДК 343.265

Ефремова И.А.,

efremova05@yandex.ru

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ

Статья посвящена предупредительному характеру отсрочки отбывания наказания больным наркоманией. В работе представлены критерии, позволяющие не только выявить превентивную роль отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, но и определить ее уголовно-правовую природу.

Ключевые слова: предупредительные аспекты отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией, основания отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, условия отсрочки отбывания наказания больным наркоманией

Efremova I.,

efremova05@yandex.ru

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of Chair of Criminal and Criminal-Executive Law of the Saratov State Academy of Law

REVENTIVE ASPECTS OF RESPITE OF ENDURING THE PUNISHMENT TO PATIENTS WITH DRUG DEPENDENCE

The article is devoted to preventive character of respite of enduring the punishment to patients with drug dependence. The paper is presented criteria that allow not only to identify the preventive role of respite of enduring the punishment to patients with drug dependence but to determine its criminal-legal nature also.

Keywords: preventive aspects of respite of enduring the punishment to patients with drug dependence, respite of enduring the punishment to patients with drug dependence, grounds of respite of enduring the punishment to patients with drug dependence, terms of respite of enduring the punishment to patients with drug dependence

УДК 34.023.

Володин О.Н.,

ov68ppp@rambler.ru

кандидат юридических наук, директор Центра организации дорожного движения, г. Пенза

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ДИСЦИПЛИНА»
В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Статья посвящена одному из ключевых элементов важной социально-правовой категории «безопасность дорожного движения». Автор ставит задачу подвергнуть теоретическому осмыслению правовую природу и структуру феномена «дисциплина» применительно к одному из сложнейших социальных процессов – дорожному движению, в контексте его безопасности. Актуальность представленного исследования подтверждается неослабевающим вниманием к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения как со стороны властных органов, так и со стороны научного сообщества. Новизна заключена в самом заявленном предмете исследования и в комплексном психолого-юридическом подходе к его анализу. Настоящий материал также может быть полезен при формировании профилактических и обучающих программ по повышению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дисциплина, правомерное поведение, правосознание, правопорядок, безопасность дорожного движения

Volodin O.,

ov68ppp@rambler.ru

PhD in Law, Director of the Penza Center of Road Traffic Management

THEORETICAL-LEGAL AND PSYCHO-LEGAL ASPECTS
OF THE CONCEPTION “DISCIPLINE” IN ROAD TRAFFIC

The article is concerned with one of the key elements of important socio-legal category such as “road traffic safety”. The author of this article seeks to expose the theoretical conceptualization of the legal nature and structure of the phenomenon as “discipline” in relation to one of the most complex social processes – road traffic, in the context of its safety. The relevance of the submitted study is confirmed by continued attention to the issue of ensuring road traffic safety, both government agencies and the scientific community. The novelty is enclosed within the claimed subject for study and in complex psycho-legal approach of its analysis. This real information can also be helpful in the development of preventive and educational programs to improve road traffic safety.

Keywords: discipline, lawful behavior, legal consciousness, law and order, road traffic safety

УДК 342

Бугорский В.П.,

prepodvpb@rambler.ru

кандидат юридических наук, доцент Московского института государственного управления и права

КОНТРАКТ С ИНОСТРАННЫМ ПАРТНЕРОМ
ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

В статье рассматриваются проблемы заключения контрактов с иностранными партнерами с учетом изменений положений Гражданского кодекса РФ, имеющие значение для участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь стороны сталкиваются с необходимостью определить применимое право. С учетом этого предлагаются необходимые рекомендации, которыми целесообразно руководствоваться, уясняя действующую систему правил достижения соглашения. Отмена нормы об обязательной письменной форме внешнеэкономической сделки допускает заключение контракта с иностранным партнером в устной форме. Российским участникам внешнеэкономической деятельности предлагаются конкретные рекомендации при проведении переговоров с иностранными партнерами и организации договорной работы. Представляется, что высказанные предложения помогут сторонам обеспечить действительность внешнеэкономических сделок.

Ключевые слова: международный договор, применимое право, участники внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономическая сделка, договорное регулирование внешнеэкономической деятельности, форма контракта с иностранным партнером, международная купля-продажа товаров, правовая работа, локальные акты о договорной работе с иностранными партнерами

Bugorskiy V.,

prepodvpb@rambler.ru

PhD in Law, Associate Professor of the Moscow Institute of Public Administration and Law

THE CONTRACT WITH THE FOREIGN PARTNER
UNDER THE NEW RULES

The problems of conclusion of contracts with foreign partners taking into account of changing of provisions of the Civil Code of the Russian Federation having meaning for the participants of foreign economic activities are considered in the article. First, the contracting parties face with the need to determine the applicable law. With this in mind, it includes the necessity recommendations which should be guided to understand the current system of rules of arranging an agreement. Repeal of the norm on obligatory written form of a foreign economic transaction allows negotiating a contract with a foreign partner by word. The specific recommendations when conducting negotiations with foreign partners and the organization of contract work provide for the Russian participants of foreign economic activities. It appears that the suggested proposals will help to the contracting parties to ensure the validity of the foreign economic transactions.

Keywords: international agreement, applicable law, participants of foreign economic activities, foreign economic transaction, agreement-based regulation of foreign economic activities, form of contract with foreign partner, international sale of goods, legal work, local acts on contract work with foreign partners

УДК 347

Экмалян А.К.,

ljustracija@voinr.ru

юрист суда по интеллектуальным правам

ПРАВО НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА
В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье говорится об особенностях экологических прав человека. Проанализированы особенности права на возмещение экологического вреда в структуре экологических прав человека. Показаны возможности возмещения экологического вреда.

Ключевые слова: права человека, экологический вред, экологические права, охрана окружающей среды, возмещение вреда

Ekmalyan A.,

ljustracija@voinr.ru

Lawyer of Intellectual Property Rights Court

THE RIGHT TO REPARATION FOR THE ENVIRONMENTAL DAMAGE IN THE FRAMEWORK FOR HUMAN ENVIRONMENTAL RIGHTS

The article provides about the features of human environmental rights. The author has conducted analysis of the features of the right to reparation for the environmental damage in the framework for human environmental rights. The possibilities to reparation of the environmental damage are revealed.

Keywords: human rights, environmental damage, environmental rights, environmental protection, reparation for damage

УДК 343.9.018.3

Табурченко П.А.,

rio@migup.ru

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
старший лейтенант полиции

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОВЕРШАЕМОЙ СПОРТСМЕНАМИ

В статье рассматриваются проблемы, которые возникают при исследовании насильственной преступности, совершаемой спортсменами. Автором выделяются три наиболее важных фактора, которые препятствуют адекватной оценке криминологических показателей насильственной преступности спортсменов. Важность выделения данных обстоятельств обусловливается возникшей тенденцией криминализации спортивной сферы. Предложения, высказанные в настоящей статье, позволят преодолеть препятствия, которые могут возникнуть при выработке мер по профилактике преступлений, совершаемых спортсменами.

Ключевые слова: насильственная преступность, спортсмены, криминологические показатели, «палочная система», статистический учет преступности, криминологический феномен

Taburchenko P.,

rio@migup.ru

Adjunct of Chair of Criminology of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
named after V. Kikotya, Senior Lieutenant of Police

ISSUES OF STUDY TO CRIMINOLOGICAL INDICES OF VIOLENT CRIME, COMMITTED BY ATHLETES

The article is discussed the issues, arising in the study of violent crime, committed by athletes. The author tells about three important factors that prevent an adequate assessment of criminological indices of athletes’ violent crime. The importance of data selection is determined by the increased tendency of the sport sphere criminalization. In this article the made proposals will allow to overcome obstacles that may arise when developing measures for the prevention of crimes, committed by athletes.

Keywords: violent crime, athletes, criminological indices, «cane system», statistical recording of crime, criminological phenomenon

УДК 336

Долакова М.И.,

makka7@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАЗАНИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА

В статье проанализирован процесс создания кредитных учреждений в Казани во второй половине ХIХ в. Отмечается, что в крупном торговом и административном центре, которым была Казань, активно развивались все виды кредитных учреждений, характерных для Российской империи в целом. Подчеркивается, что деятельность кредитных учреждений Казани вносила важный вклад в развитие финансовой системы страны, в реализацию основных принципов финансовой политики, в активизацию промышленности, торговли и социальной помощи в Поволжском регионе.

Ключевые слова: кредитные учреждения, финансовая реформа, банк, банковская система, сберегательная касса

Dolakova M.,

makka7@mail.ru

PhD in History, Associate Professor of the Kazan (Volga) Federal University

THE ACTIVITY OF CREDIT INSTITUTIONS OF KAZAN
IN THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURY

The article is analyzed the process of establishment of credit institutions in the second half of the nineteenth century in Kazan. It is noted that all types of credit institutions, generally specialized for the Russian Empire, were actively developing in Kazan, a large trade and administrative center. It is emphasized that the activity of credit institutions had been an important contributor in the development of the financial system of the country, in implementation of the basic principles of financial policy, the revitalization of industry as well as trade and social care in Volga region.

Keywords: credit institutions, financial reform, bank, banking system, savings bank

УДК 334.012.2

Бурданов В.В.,

dp-40@mail.ru

аспирант Международного юридического института

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье на основе архивных документов проанализированы особенности реализации основных нормативных актов о кооперации в период новой экономической политики. Показано, что кооперативное законодательство демонстрировало тесную взаимосвязь права с экономикой.

Ключевые слова: право, декрет, кооперация, новая экономическая политика, потребительские общества, промысловая кооперация, крестьянство

Burdanov V.,

dp-40@mail.ru

Postgraduate student of the International Law Institute

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF COOPERATIVE LEGISLATION OF THE PERIOD OF NEW ECONOMIC POLICY

Based on the archival documents, features of the implementation of the general normative acts on cooperatives of the period of New Economic Policy are analyzed in the article. It shows that cooperative legislation has demonstrated the close relationship between the law and the economy.

Keywords: law, decree, cooperation, New Economic Policy, consumer associations, trade cooperation, peasantry

УДК 349

Скребнева Н.А.,

nskr2802@yandex.ru

аспирант Московского института государственного управления и права, преподаватель Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В МЕДИЦИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Данная публикация посвящена проблеме юридической ответственности в медицинских отношениях, которая до настоящего времени представляется актуальной, так как она непосредственно связана с жизнью и здоровьем человека, которые подвержены угрозе при ненадлежащем осуществлении мероприятий по охране здоровья. В настоящей статье рассматривается понятие юридической ответственности; анализируются существующие научные подходы к определению данной категории. На основании анализа автор приходит к выводу, что под юридической ответственностью следует понимать комплекс мер государственного принуждения. Автором также представлены ряд отличительных признаков юридической ответственности в медицинских отношениях, с учетом которых им представлено определение этой категории.

Ключевые слова: юридическая ответственность, государственное принуждение, медицинские отношения, охрана здоровья, жизнь человека, здоровье человека

Skrebneva N.,

nskr2802@yandex.ru

Postgraduate student of the Moscow Institute of Public Administration and Law, Lecturer of the Moscow State Medical and Dental University named after A. Evdokimov

THE CONCEPTION OF LEGAL RESPONSIBILITY
IN MEDICAL RELATIONS

This publication is devoted to the issue of legal responsibility in medical relations, which is of immediate interest until the present time, because it is directly connected with human life and health, exposed to the threat when properly used of measures for the protection of health. This article is discussed the conception of legal responsibility; it is analyzed existing scientific approaches to the definition of this category. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that legal responsibility should be understood as a complex of measures of public enforcement. The author also provides a number of distinctive features of legal responsibility in medical relations and he has presented the definition of this category, in view of them.

Keywords: legal responsibility, public enforcement, medical relations, protection of health, human life, human health

УДК 347.62

Бакаева М.К.,

bakaev@corp.nstu.ru

аспирант кафедры семейного и ювенального права Российского государственного
социального университета

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ БРАКА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются особенности определения брака в семейном праве современной России. Негативное воздействие на устойчивость семьи такого фактора, как неудовлетворенность браком, ведет к утрате семейных связей и ценностей. В статье делается вывод о невозможности и о нецелесообразности совмещения в одном определении понятия брака – его социальной, психологической, нравственно-этической и правовой составляющих брака как социального и юридического феномена. Поэтому необходимо сосредоточить внимание лишь на тех существенных его признаках, которые необходимы и достаточны для его юридической значимости. Именно из таких и только из таких признаков должно состоять определение понятия брака. В статье приводится авторская формулировка данного понятия.

Ключевые слова: ювенальное право, семейное право, брак, современная Россия, социальный институт

Bakaeva M.,

bakaev@corp.nstu.ru

Postgraduate student of Chair of Family and Juvenile Law of the Russian State Social University

THE LEGALl VALUE OF THE LAWFUL DEFINITION OF MARRIAGE
IN THE FAMILY LAW OF CONTEMPORARY RUSSIA

The article is discussed the features of the definition of marriage in the family law in contemporary Russia. Adverse impact on family stability of such factor as dissatisfaction with marriage leads to loss of family ties and values. In the article it is concluded about the impossibility and inexpediency of combining in a single definition of marriage – its social, psychological, moral-ethical and legal components of marriage as a social and legal phenomenon. It is therefore necessary to focus on those important its characteristics that are indispensable and sufficient for its legal significance. Definition of marriage should contain such and only such characteristics, in particular. This article is presented the author’s formulation to this notion.

Keywords: juvenile law, family law, marriage, contemporary Russia, social institution

УДК 342

Цветков А.В.,

koblik@1.zoomus.bio.msu.ru

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

В статье анализируются виды юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В целях более эффективной реализации законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака автором сформулировано предложение по дополнению нормы трудового законодательства применительно к данной сфере.

Ключевые слова: воздействие окружающего табачного дыма, последствия потребления табака, охрана здоровья, административная ответственность

Tsvetkov A.,

koblik@1.zoomus.bio.msu.ru

Adjunct of Faculty of Training of Scientific-Pedagogical and Scientific Personnel, Moscow University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Kikotya

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF THE EMPLOYER
IN THE AREA OF HEALTH PROTECTION OF WORKERS
FROM EFFECTS OF EXPOSURE TO ENVIRONMENTAL SMOKE
AND CONSEQUENCES OF TOBACCO CONSUMPTION

The article is analyzed the types of legal responsibility for violation of legislation of the Russian Federation in the area of health protection of citizens from effects of exposure to environmental tobacco smoke and consequences of tobacco consumption. For the purposes of more effective implementation of the legislation on health protection of citizens from effects of exposure to environmental tobacco smoke and consequences of tobacco consumption the author is conceived the proposal to supplement norm of labour legislation which is an applicable to this area.

Keywords: effects of exposure to environmental tobacco smoke, consequences of tobacco consumption, health protection, administrative responsibility

УДК 338

Шкодинский С.В.,

доктор экономических наук, профессор, начальник отдела Государственного НИИ
системного анализа Счетной Палаты РФ

Волков В.В.,

кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель Военного института
(железнодорожных войск и военных сообщений)

ectheory@list.ru, ectheory@list.ru

Соотношение номинальной и реальной заработной платы на сельскохозяйственном рынке труда России конца XIX – начала ХХ века по результатам исследований отечественных специалистов

В статье рассматриваются динамика и взаимосвязь номинальной и реальной заработной платы на сельскохозяйственном рынке труда дореволюционной России. Делается вывод о том, что значительный рост номинальной заработной платы сельскохозяйственных рабочих в отмеченный период не приводил, однако, к существенному подъему ее покупательной способности.

Ключевые слова: сельскохозяйственный рынок труда, заработная плата, динамика, рост цен, индекс

Shkodinskiy S.,

Doctor of Economics, Head of Department of the State Research Institute of Systematic Analysis
of Accounts Chamber of the Russian Federation

Volkov V.,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Senior Lecturer of Military Institute
of Railway Troops and Military Communications

ectheory@list.ru, ectheory@list.ru

THE RATIO OF NOMINAL AND REAL WAGES IN THE AGRICULTURAL LABOUR MARKET OF RUSSIA IN THE LATE OF NINETEENTH –
THE EARLY TWENTIETH CENTURY ACCORDING
TO THE RESULTS OF STUDIES BY THE RUSSIAN SPECIALISTS

The article is examined the dynamics and interrelation of nominal and real wages in the agricultural labour in pre-revolutionary Russia. It is concluded that a considerable increase of nominal wages of agricultural workers during that period, however, it was not leading to significant rise of its purchasing buying power.

Keywords: agricultural labour market, wages, dynamics, prise increase, index

УДК 334

Каменских Н.А.,

kamenskih-n@yandex.ru

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики, управления и бизнеса
Московского государственного областного гуманитарного института

ПОТЕНЦИАЛ СИНЕРГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье представлен региональный сетевой механизм стратегического партнерства, базирующийся на принципах синергетического менеджмента, предлагаемый в качестве основы формирования инновационной среды.

В рамках организационно-инфраструктурного элемента механизма предусмотрено создание координирующего органа, который будет осуществлять совершенствование региональной кадровой политики, ее нормативной базы, направленной на интеграцию отраслевых министерств, организаций профессионального образования и обучения, рынка труда в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: регион, инновационная экономика, кадровая политика, стратегическое партнерство, государственно-частное партнерство, образовательные организации, кластер, синергетический эффект

Kamenskikh N.,

kamenskih-n@yandex.ru

PhD in Economics, Head of Chair of Economics, Management and Business of the Moscow State Regional Institute for Humanities

SYNERGY POTENTIAL IN THE INNOVATION ENVIRONMENT FORMATION AT THE REGIONAL LEVEL

The article is presented the regional networking mechanism of strategic partnership, based on the principles of synergetic management, suggested as the foundation for the innovation environment formation.

The coordination body establishment, which would implemented the improving of regional recruitment policy with its normative base, directing to integration of branch ministries and institutions of professional education and training as well as the labor market with the corresponding strategic priorities of socio-economic development of the region in the medium-term and long-term perspective provides for within the frameworks of organizational-infrastructural element of the mechanism.

Keywords: region, innovation economy, recruitment policy, strategic partnership, public private partnership, educational institutions, cluster, synergistic effect

УДК 336

Матросов С.В.,

smatroso@list.ru

кандидат экономических наук, докторант Финансового университета при Правительстве РФ

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ КАК ФАКТОР РИСКА
ДЛЯ ИНСТИТУТА СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ АКТИВОВ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

В статье показано, как информационная асимметрия нивелирует преимущества, которые несет секьюритизация для эмитентов и инвесторов в условиях эффективного рынка и открытости информации. На основе работ ведущих специалистов в области теории и практики секьюритизации автор приводит примеры отрицательного воздействия информационной асимметрии на финансовый результат секьюритизации, выделяет различные виды информационной асимметрии, делая вывод о том, что она ограничивает конкуренцию и приводит к неэффективному функционированию мирового финансового рынка.

Ключевые слова: мировой финансовый рынок, кредитные деривативы, обеспеченные долговые обязательства, информационная ассиметрия, секьюритизация, оригинатор, эмитент, рейтинг, инвестор, моральный риск

Matrosov S.,

smatroso@list.ru

PhD in Economics, Doctoral student of the Financial University under the Government
of the Russian Federation

INFORMATION ASYMMETRY AS A RISK FACTOR
FOR THE INSTITUTION OF ASSETS SECURITIZATION
IN THE GLOBAL FINANCIAL MARKET

The article demonstrates how information asymmetry sets off the advantages which the securitization represents for issuers and investors under the conditions of an efficient market and openness of information. Based on the works of leading experts in the field of the theory and practice of securitization, the author provides examples of the negative impact of information asymmetry on the financial result of securitization, he emphasizes to different types of information asymmetry, concluding that it restrains competition and leads to inefficient functioning of the global financial market.

Keywords: global financial market, credit derivatives, secured debentures, information asymmetry, securitization, originator, issuer, rating, investor, moral hazard

УДК 338.2

Назаров А.Г.,

andrey.g.nazarov@gmail.com

кандидат политических наук, специальный представитель Президента Республики Башкортостан
по инвестиционному сотрудничеству

Приоритеты стратегического инвестирования регионов России

В статье актуализируется проблема выбора приоритетов стратегического инвестирования регионами России, дана классификация приоритетов регионального инвестирования, представлены основные результаты оценки инвестиционного климата в Российской Федерации, обобщен положительный опыт инвестирования на региональном уровне.

Ключевые слова: инвестиции, инвестирование, регион, стратегия, приоритеты, инвестиционный климат, инвестиционные риски.

Nazarov A.,

andrey.g.nazarov@gmail.com

PhD in Political Science, the Special Representative of the President of the Republic of Bashkortostan
on Investment Cooperation

THE STRATEGIC INVESTMENT PRIORITIES
OF the RUSSIAN REGIONS

The article is actualized the issue of the choice of priorities for strategic investment by the Russian regions, the classification of priorities of regional investment is given, the basic results of the assessment of the investment climate in the Russian Federation are presented in the article but also the positive experience of investment at the regional level is summarized.

Keywords: capital investments, investment, region, strategy, priorities, investment climate, investment risks

УДК 159.922.763

Орлова Е.А.,

доктор психологических наук Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ)

Орлова Ю.Л.,

кандидат психологический наук Московского социально-педагогического института (МСПИ)

orlova.elena64@yandex.ru, maruell@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАТИВНО-КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: СИСТЕМНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются теоретические аспекты такого социально-психологического феномена, как ситуативно-конструктивные копинг-стратегии родителей подростков-правонарушителей, а также системный социально-психологический подход к их изучению и формированию.

Ключевые слова: копинг, копинг-стратегии, подростки-правонарушители, социально-психологическая модель

Orlova E.,

Doctor of Psychology, Lecturer of the of the Moscow City Psychological and Pedagogical University (MCPSY.PU)

Orlova Yu.,

PhD in Psychology, Lecturer of the Moscow Social and Pedagogical Institute (MSPI)

orlova.elena64@yandex.ru, maruell@yandex.ru

RESEARCH AND FORMATION OF SITUATIONAL-CONSTRUCTIVE COPING STRATEGIES OF PARENTS OF ADOLESCENT-OFFENDERS: A SYSTEM OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH

The article is considered the theoretical aspects of this socio-psychological phenomenon as situational-constructive coping strategies of parents of adolescent-offenders, as well as the system of socio-psychological approach to their study and formation.

Keywords: coping, coping strategies, adolescent-offenders, socio-psychological mode

УДК 371

Шутько Д.В.,

shutko.dv@rambler.ru

кандидат педагогических наук, докторант, преподаватель кафедры педагогики
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В АРМИИ РОССИИ
XVII – НАЧАЛА XIX ВВ.

В работе рассматривается значение религиозного фактора в армии России XVII – начала XIX вв. Определено значение военного духовенства в развитии морального духа армии и достижении ею победы. Раскрыты особенности духовной поддержки верующих военнослужащих военными священниками. Автор делает вывод о том, что в этот период военное духовенство стало уникальным институтом, возникшим на стыке двух различных государственных структур своего времени – Церкви и армии – и входившим в общую систему государственного управления. При этом православие являлось основой ценностей русского человека, оно формировало готовность идти на подвиг, укрепляло воинский дух в бою. Исследование религиозного аспекта в армии России XVII – начала XIX вв. показывает, что он являлся духовной основой воинского служения и определял нравственные нормы поведения воинов России в рассматриваемый период.

Ключевые слова: воспитание военнослужащих, потенциал религии, военное духовенство

Shut’ko D.

shutko.dv@rambler.ru

PhD in Pedagogy, Doctoral student, Lecturer of Chair of Pedagogy of Military University of the Ministry
of Defense of the Russian Federation, Moscow

THE RELIGIOUS ASPECT IN THE ARMY OF RUSSIA OF THE XVII – THE EARLY XIX CENTURIES

The paper is examined the importance of the religious factor in the army of Russia of the XVII – the early XIX centuries. The value of the military clergy in the development of the army morale and its achieving victory has been determined. Special aspects of spiritual support of military chaplains to the faithful soldiers have been discovered. The author concludes that during that period the military chaplaincy was becoming a unique institution, which was being created at the junction of two different state structures of the time \ as the Church and the army, included in the general system of public administration. Thus, Orthodoxy being the core value of the Russian people, it was forming by a willingness to perform a feat, strengthening the fighting spirit in field. A study of the religious aspect in the army of Russia of the XVII – the early XIX centuries approves that it was being the spiritual basis of military service, determining moral norms of behavior of the Russian soldiers in the period under review.

Keywords: education of soldiers, religion potential, military clergy

УДК 159.942

Сенкевич Л.В.,

info@rgsu.ru

кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ГРУППЕ НОРМЫ И ГРУППАХ РИСКА

В статье представлены данные эмпирического исследования одиночества в выборках здоровых, алкогользависимых, наркозависимых и склонных к суицидальному поведению респондентов юношеского, молодого и зрелого возрастов. Здоровым респондентам всех возрастов свойствен низкий уровень субъективного ощущения одиночества. В группах алкогользависимых и наркозависимых одиночество с возрастом увеличивается, достигая максимальных значений у респондентов зрелого возраста. Наивысшие показатели одиночества в группе суицидентов выявлены у респондентов юношеского возраста.

Ключевые слова: одиночество, группа нормы, группы риска, алкогольная зависимость, наркомания, суицидальное поведение, юность, молодость, зрелость

Senkevich L.,

info@rgsu.ru

PhD in Psychology, Associate Professor, Doctoral student of Chair of Development Psychology
of the Faculty of Educational Psychology of the Moscow City Psychological-Pedagogical University

AGE ASPECTS OF SUBJECTIVE FEELINGS OF LONELINESS
IN THE NORM GROUP AND RISK GROUPS

The article deals with the data of an empirical study of loneliness of juvenile, young and mature age’s respondents of healthy, alcohol-dependents, drug-dependents are having a suicidal behavior, in selections. Healthy respondents of all ages are characterized by low level of subjective feelings of loneliness. In groups of alcohol-dependents and drug-dependents the loneliness increases with age, reaching its maximum values at the mature age’s respondents. The highest rates of loneliness have been identified in respondents of juvenile age in the suicides’ group.

Keywords: loneliness, norm group, risk group, alcohol dependence, drug dependence, suicidal behavior, juvenility, youth, maturity

УДК 378.13

Шкурко Н.М.,

кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник Московского института государственного управления и права

Лищина Г.Н.,

доктор педагогических наук, доцент, директор Научно-исследовательского института образовательных технологий Тульского института экономики и информатики

Глотов О.А.,

кандидат экономических наук, доцент, директор Тульского сельскохозяйственного колледжа
им. И.С. Ефанова, член-корреспондент РАЕН

shkurkonm@migup.ru, lgn2010@mail.ru, shkurkonm@migup.ru

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА
КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ

В статье анализируются особенности долгосрочной целевой программы модернизации профессионального образования на примере Тульского региона. Данная Программа рассматривается как интегративный ресурс развития системы профессионального образования, которая осуществляет подготовку кадрового потенциала для социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: динамичное социально-экономическое развитие, российский регион, профессиональное образование, долгосрочная целевая программа модернизации, интегративный ресурс

Shkurko N.,

PhD in Psychology, Associate Professor, Research Fellow of the Moscow Institute of Public Administration and Law

Lishchina G.,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Director of Research Institution of Educational Technologies
of Tula Institute of Economics and Informatics

Glotov O.,

PhD in Economics, Associate Professor, Director of Tula Agricultural College named after I. Efanov,
Member Correspondent of the Russian Academy of Natural Sciences

The long-term target program of modernization
in professional education of the region
as an integrative resource of development

shkurkonm@migup.ru, lgn2010@mail.ru, shkurkonm@migup.ru

The article is analyzed the features of the long-term target program of modernization of professional education through the example of the Tula region. This Program is considered as an integrative resource for the development of professional education system which provides the training of human resources for socio-economic development of the region.

Keywords: dynamic socio-economic development, Russian region, professional education, long-term target program of modernization, integrative resource

УДК 159.9.07

Заварзина О.О.,

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой специальной, клинической психологии и инклюзивного образования Российского государственного социального университета

Козьяков Р.В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной, клинической психологии
и инклюзивного образования Российского государственного социального университета

Кутянова И.П.,

кандидат психологических наук, руководитель Центра реабилитационных программ
Национальной ассоциации реабилитационных центров

bva555@yandex.ru, kozyakovpoman@yandex.ru, info.reabilitazia@gmail.com

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ
И ТИП ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Приведены результаты сравнительного исследования уровня самооценки, копинг-стратегий матерей и их формы отношения к своим детям с проявлениями зависимости от психоактивных веществ и матерей, дети которых не потребляют ПАВ. Полученные данные могут быть использованы при проведении семейной психотерапии или разработке профилактических или коррекционных программ для зависимых от ПАВ.

Ключевые слова: зависимость от психоактивных веществ, воспитание наркозависимых, созависимость, воспитательные установки, предрасположенность, стрессоустойчивость

Zavarzina O.,

Doctor of Medicine, Professor, Head of Chair of Psychology for Special Needs, Clinical Psychology
and Inclusive Education of the Russian State Social University

Koz’yakov R.,

PhD in Psychology, Associate Professor of Chair of Psychology for Special Needs, Clinical Psychology
and Inclusive Education of the Russian State Social University

Kutyanova I.,

PhD in Psychology, Director of Center of Rehabilitation Programs of the National Association
of Rehabilitation Centers

bva555@yandex.ru, kozyakovpoman@yandex.ru, info.reabilitazia@gmail.com

PERSONALITY TRAITS OF MOTHERS AND THE TYPE
OF CHILD-REARING PRACTICES WITH MANIFESTATION
OF DEPENDENCE ON PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The results of a reference-controlled study of self-assessment level, coping strategies of mothers and their forms of attitude towards their children with manifestations of dependence on psychoactive substances and the mothers whose children do not use psychoactive substances are led in the article. The obtained data can be used when conducting family therapy and by the development of preventive and intervention programs for psychoactive substances’ dependants.

Keywords: dependence on psychoactive substances, education of drug-dependants, codependence, educational attitudes, disposition, stress resistance

УДК 378

Фомина С.Н.,

кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедры семейной, гендерной политики
и ювенологии факультета социальной работы, педагогики и ювенологии
Российского государственного социального университета

Милованова Г.В.,

кандидат педагогических наук, доцент Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарева (Саранск)

Рыбакова А.И.,

кандидат психологических наук, доцент, декан факультета дополнительного профессионального образования Российского государственного социального университета

esn@istu.edu, milovanova.g@mail.ru, alexa-510@yandex.ru

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются основные виды и формы дистанционного обучения, связь самостоятельной работы, самостоятельности и самообразования, определяется их место в условиях дистанционного обучения, приводятся результаты экспериментального исследования готовности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, вебинар, самостоятельная работа, самостоятельность, навык самостоятельной работы

Fomina S.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Acting Head of the Chair of Familial, Gender Policy and Youth Studies of the Faculty of Social Work, Pedagogy and Youth Studies of the Russian State Social University

Milovanova G.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Ogarev Mordovia State University (Saransk)

Rybakova A.,

PhD in Psychology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Additional Professional Education
of the Russian State Social University

esn@istu.edu, milovanova.g@mail.ru, alexa-510@yandex.ru

THE WILLINGNESS OF STUDENTS TO AN INDEPENDENT WORK UNDER THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

The article is discussed the main types and forms of distance education, the relations between an independent work, self-reliance and self-education, determining their place under the conditions of distance education; it is presented the results of experimental study of willingness to implement an independent educational activity under the conditions of distance education.

Keywords: distance education, webinar, independent work, self-reliance, skill of independent work

УДК 378.14.015.62

Костина Е.А.,

ea_kostina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры английского языка, декан факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета

КРОСС-КУЛЬТУРНОСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена комплексному исследованию явления кросс-культурности в современном российском образовании. Это явление – не дань моде, а необходимость научиться взаимодействовать в любой сфере с представителями иных культур в условиях глобализирующегося общества с учетом требований и принципов Болонского соглашения. В статье анализируются различные научные подходы к изучению кросс-культурности, рассматриваются понятия «поликультурность», «кросс-культурность», «мультикультурализм», «поликультурное образование», «кросс-культурное образование», исходя из положения о том, что кросс-культурность является важной составной частью профессионализма. В заключение автор делает акцент на необходимости выстроить кросс-культурное образование как педагогическую систему, позволяющую готовить на уровне высшего образования специалистов, способных принимать во внимание культурные особенности коммуникантов на широком социокультурном фоне и учитывать локальную культурную ситуацию.

Ключевые слова: кросс-культурность, поликультурность, кросс-культурное образовательное пространство, академическая мобильность

Kostina E.,

ea_kostina@mail.ru

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of Chair of the English Language,
Dean of the Faculty of Foreign Languages of the Novosibirsk State Pedagogical University

CROSS-CULTURALNESS OF HIGH PROFESSIONAL EDUCATION

The paper is devoted to the complex examination of the phenomenon of cross-culturalness in contemporary Russian education. This phenomenon is not a fashion statement, but a necessity of getting to learn to cooperate in any sphere with representatives of other cultures under conditions of globalizing society taking into account the requirements and principles of the Bologna Agreement. In the paper various scientific approaches to examining cross-culturalness are analyzed, the researcher considers the concepts of “polyculturalness”, “cross-culturalness”, “multiculturalism”, “poly cultural education”, “cross-cultural education” proceeding from the thesis that cross-culturalness is an important component of professionalism. In conclusion the author places emphasis on the necessity to build cross-cultural education as the pedagogical system enabling, at the level of high education, to train specialists capable of considering cultural peculiarities against a broad sociocultural background and analyzing local cultural situation.

Keywords: cross-culturalness, polyculturalness, cross-cultural educational environment, academic mobility

УДК 159.942

Моров А.В.,

alexey.morov@gmail.com

кандидат педагогических наук, кандидат филологических наук, проректор по науке и инновациям Восточно-Европейского института

Экзистенциальная рефлексия личности как способ преодоления деструктивного чувства вины

В статье анализируется феномен деструктивного чувства вины и рассматриваются возможности экзистенциальной рефлексии личности по преодолению этого чувства. Автор выделяет уровни развития личности –конформность, субъектность и лидерство – и дает характеристику взаимодействия личности на различных уровнях развития с внешней и внутренней иерархией мотивов и деструктивным чувством вины.

Ключевые слова: личность, экзистенциальная рефлексия, социально-психологическая адаптация, чувство вины, конформность, субъектность, лидерство

Morov A.,

alexey.morov@gmail.com

PhD in Pedagogy, Candidate of Philosophical Sciences, Vice-Rector on Science and Innovations
of the East European Institute

EXISTENTIAL REFLECTION OF THE PERSONALITY AS WAY
OF OVERCOMING DESTRUCTIVE SENSE OF GUILT

The article is examined the phenomenon of destructive sense of guilt and the possibilities of existential reflection of the personality to overcome this sense are also considered. The author identifies the levels of personality development such as conformity, subjectness and dominance and he provides a brief overview of interaction of the personality on the different levels of development with external and internal hierarchy of motives and destructive sense of guilt.

Keywords: personality, existential reflection, socio-psychological adaptation, sense of guilt, conformity, subjectness, dominance

УДК 159.923.2

Дмитриева В.А.,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета

Харитонова Т.Ю.,

магистр психологии, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

Михалюк О.С.,

старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета

dmitrieva@iespn.komisc.ru, njkharitonova@hse.ru, djuen@mail.ru

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В статье анализируются некоторые современные теории музейной коммуникации, разработанные в российской и западной музеологии. С точки зрения психологии описывается механизм музейной коммуникации, основанный на теории информации, эмпатии, понятии «семантическое поле». В качестве примеров практического применения психологии музейной коммуникации приводятся данные некоторых исследований, проведенных в Государственном Эрмитаже.

Ключевые слова: информация, музейная коммуникация, модели взаимодействия музея и посетителя, восприятие экспозиции, эмпатия, социологические и психологические методы исследования, практическое применение психологии обратной связи

Dmitrieva V.,

PhD in Psychology, Associate Professor, Head of Chair of the Saint-Petersburg State University

Kharitonova T.,

Master of Psychology, Postgraduate student of the Saint-Petersburg State University

Mikhalyuk O.,

Senior Lecturer of Saint Petersburg State University

dmitrieva@iespn.komisc.ru, njkharitonova@hse.ru, djuen@mail.ru

THE PSYCHOLOGY OF MUSEUM COMMUNICATION:
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE STUDY

The article is analyzed some of the modern theories of museum communication, developed by the Russian and Western museology. Based on information theory, empathy, the “semantic field” conception, the mechanism of museum communication is described from the standpoint of Psychology. Conducted in the State Hermitage, the data of some studies are the examples of practical application of psychology of museum communication.

Keywords: information, museum communication, models of interaction of museum and visitor, perception of exposition, empathy, sociological and psychological research methods, practical application of feedback psychology

УДК 37.014

Хвостова И.А.,

khv@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского

А.С. Гациский и его вклад в развитие народного образования в Нижегородской губернии
в рамках деятельности «Общества распространения грамотности»
(вторая половина XIX в.)

В статье раскрываются основные аспекты общественной и социально-культурной деятельности известного нижегородского исследователя-краеведа, видного представителя нижегородского земства, председателя Нижегородской губернской ученой архивной комиссии и талантливого статистика А.С. Гациского в процессе создания (1872 г.) и последующей практической работы «Общества распространения грамотности». Особое внимание уделено и особенностям функционирования данной уникальной организации, созданной в рамках частной инициативы, о ней практически не упоминается сегодня даже современными исследователями истории Нижегородского края.

Ключевые слова: А.С. Гациский, народное образование, земские школы, библиотеки, Общество распространения грамотности

Khvostova I.,

khv@mail.ru

PhD in History, Associate Professor of Chair of Modern and Current History of Institute of International Relations and World History of Lobachevskiy State University of Nizhny Novgorod

A. Gatsiskiy and his contribution to the development
of national education within the sphere of the activities of “Society for the Spreading of Literacy” in the Nizhny Novgorod governorate
(Second half of nineteenth century)

This article is described the main aspects of the social and socio-cultural activity of A. Gatsiskiy, the famous Nizhny Novgorod contributor-local historian, the prominent representative of the Nizhny Novgorod zemstvo, the Chairman of the Nizhny Novgorod Provincial Scientific Archival Commission and the talented statistician, in the process of creation (1872) and following practical work of “Society for the Spreading of Literacy”. Particular attention is paid to the peculiarities of the functioning of this unique organization, which was established under private initiative; it has been hardly mentioned today, even by modern scholars of the history of the Nizhny Novgorod region.

Keywords: A. Gatsiskiy, national education, zemstvo schools, libraries, “Society for the Spreading of Literacy”

УДК 316.6

Ткаченко Г.А.,

rio@migup.ru

кандидат психологических наук, психолог Российского онкологического центра им. Блохина

РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В статье приводится подробное описание тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности в медицинском коллективе. Оценка эффективности тренинга осуществлена с помощью методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». Уровень групповой сплоченности после тренинга значительно выше, чем до участия в тренинге (t-Стьюдента = 7,1, p<0,01).

Ключевые слова: групповая сплоченность, тренинг, медицинский коллектив

Tkachenko G.,

rio@migup.ru

PhD in Psychology, Psychologist of the Russian Cancer Center named after Blokhin

THE DEVELOPMENT OF GROUP COHESION IN MEDICAL TEAM

The article is given a detailed description of the training, aimed at developing of group cohesion in medical team. Using method by “Seashore’s determination of index of group cohesion”, the evaluation of effectiveness of training is carried out. After training the level of group cohesion is reliably higher than before participation in the training (Student-t=7,1, p<0,01).

Keywords: group cohesion, training, medical team

УДК 378.14.015.62.

Ильязова М.Д.,

доктор педагогических наук, профессор Астраханского государственного технического университета, г. Астрахань

Гречухина Н.В.,

старший преподаватель Каспийского института морского и речного транспорта
(филиала Волжского государственного университета водного транспорта), г. Астрахань

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОРЯКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ: ИНВАРИАНТНЫЙ ПОДХОД1

В статье представлены результаты разработки модели социально-психологической компетентности выпускников морских специальностей (судоводителей, судомехаников и др.) на основе инвариантной структуры, включающей ценностно-смысловой, мотивационный, инструментальный, индивидуально-психологический, конативный (поведенческий) компоненты, образующие устойчивую систему функциональных связей с учетом специфики социальной ситуации профессиональной деятельности (относительная социальная изоляция, неразделенность бытовой и производственной сфер жизнедеятельности на судне во время длительных рейсов, круглосуточный режим работы, вахтовая организация труда, уставная система отношений) и в контексте задач педагогического целеполагания.

Ключевые слова: инвариантная структура компетентности, судоводитель, судомеханик, социально-психологическая компетентность моряка

Il’yazova M.,

Doctor of Pedagogy, Professor of Astrakhan’ State Technical University, Astrakhan’

Grechukhina N.,

Senior Lecturer of Kaspiysk Institute of Marine and Water Transport (Branch of Volga State University
of Water Transport), Astrakhan’

The structure of socio-psychological competence of a seaman in educational system of goal setting: Invariant approach

The article is presented the results of the development of a model of socio-psychological competence of graduates of marine majors such as (navigators, ship engineers and etc.) based on invariant structure; it is included value-semantic, motivational, instrumental, individual-psychological, conatus (behavioral) components, forming a stable system of functional relations, taking into account the specific to the social situation of professional activity (such as relative social isolation, nonseparatedness of common and non-material sphere of life activity onboard during long passages, around-the-clock-work, rotational work management, the authorized system of relationships), and the context of the objectives of pedagogical goal-setting.

Keywords: invariant structure of competence, navigator, ship engineer, socio-psychological competence of seaman

УДК 378

Бабаева Э.С.,

fdp_agu@mail.ru, info@afvgavt.ru

кандидат педагогических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ интегрированных ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается педагогическое проектирование в качестве технологического базиса разработки интегрированных программ обучения, а также описывается технология проектирования программ обучения на базе интеграции формального и неформального образования.

На основе анализа литературы, опыта проектировочной деятельности делается вывод о том, что эффективности реализации интегрированных программ способствует создание и работа координационного совета, в состав которого входят руководители учебных программ, представители администрации и обеспечивающих служб. Основная задача совета – поиск оптимальных путей взаимодействия участников программ, в том числе реализация идеи эффективности. В статье подчеркивается, что исполнительным элементом процесса проектирования интегрированных учебных программ является педагог нового типа, сочетающий в себе не только психолого-педагогические, предметные, методические, проектировочные знания и умения, но и умения образовательного гида.

Ключевые слова: проектирование, педагогические технологии, интегрированная программа обучения, инновационная деятельность

Babayeva E.,

fdp_agu@mail.ru, info@afvgavt.ru

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Dagestan State Pedagogical University

Design technology integrated educational programs

The article is discussed instructional design as a technological basis for the development of integrated educational programs as well as it describes a technology for design educational programs which are basis for the integration of formal an in-formal education.

Based on the analysis of literature and experience of design activity it is concluded that the effectiveness of the implication of integrated programs contributes to the establishment and work of the coordinating council, composed of heads of academic programs, representatives of the management and supporting services. The council’s main task is the search of optimal ways of interaction of participants of programs, including implementation of the idea of efficiency. The article stressed that the executive element of the design process of integrated educational programs is the educator of a new type, combining of oneself not only psychological-pedagogical, objective, methodological, design knowledge and skills but also skills of educational guide.

Keywords: design, pedagogical technologies, integrated educational program, innovation activity

УДК 165

Богатырева Ж.В.,

старший преподаватель кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар

Куземина Е.Ф.,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар

bogatzanna@mail.ru, bogatzhanna@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СКАЗКИ
В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассматривается многофункциональность сказки, ее влияние на общество. Результаты работы позволят расширить теоретическое представление феномена «сказки» и ее специфики. Особое внимание уделяется социализирующей и познавательной функциям сказки. Сказка представляет собой не просто литературное произведение или продукт устного народного творчества, в ней содержится множество явных и неявных смыслов, отражающих ритуалы, обычаи, нормы морали, ценностные ориентиры предшествующих поколений, которые составляют основу жизни. Ее по праву можно назвать сокровищницей морали человечества. В статье отрицается иррациональный аспект сказки. Выявлена и обоснована необходимость дальнейшего, углубленного изучения сказки.

Ключевые слова: сказка, многофункциональность сказки, социализирующая функция сказки, познавательная функция сказки, миф, междисциплинарное значение, мораль, культура, социальные ценности, мудрость, жизненные уроки, трансляция накопленного опыта

Bogatyreva Zh.,

Senior Lecturer of Chair of Philosophy of Kuban State Technological University, Krasnodar

Kuzemina E.,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Chair of Philosophy of Kuban
State Technological University, Krasnodar

bogatzanna@mail.ru, bogatzhanna@mail.ru

THE VALUE OF THE FUNCTIONAL SPECIFICITY OF THE TALE
IN BECOMING THE PERSONALITY

This article is discussed the versatility of the tale and its impact on society. The working data will allow extending the abstract concept of the “tale” phenomenon and its specificity. Particular attention is given to socialization and cognitive functions of the tale. The tale is not just a literary work or the product of oral folk arts, and it contains many explicit and implicit meanings, reflecting the rituals, folkways, rules of morality and value orientations of previous generations which are the basis of life. It can rightly be called the treasury of the morality of humankind. This article is rejected the irrational aspect of the tale. The need for continued, enhanced studding of the tale has been identified and justified.

Keywords: tale, versatility of tale, socializing function of tale, cognitive function of tale, myth, interdisciplinary value, morality, culture, social values, wisdom, life lessons, transmission of gathered experience

УДК 378

Тотоонова М.Х.,

tina1975@mail.ru

аспирант Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Поскольку любое обучение базируется на субъектно-объектных отношениях обучающихся и других участников данного процесса, то руководящие субъекты используют различные алгоритмы и модели психолого-педагогического характера, направленные на достижение цели, – получение готового компетентного специалиста в конкретной области. Исследования данной статьи связаны с построением универсальной модели авторского профессионального обучения с использованием метода декомпозиции контекстных диаграмм. Автор делает вывод о том, что практическая реализация инноваций возможна лишь при использовании всей системы принципов авторского обучения. Каждый из этих принципов может трансформироваться в зависимости от поставленных целей обучения и выбора педагогического инструментария, который способствует формированию и развитию не только коллективной траектории развития специалиста, но и его индивидуальной траектории развития компетентности.

Ключевые слова: авторская технология, педагогическая модель, проектирование педагогических технологий обучения

Totoonova M.,

tina1975@mail.ru

Postgraduate student of the North Ossetia State Pedagogical Institute, Vladikavkaz

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MODEL OF THE DESIGN PROCESS OF AUTHOR’S TECHNOLOGIES OF TRAINING STUDENTS

Because any training is based on subject-object relations of students and other participants of this process the leading subjects use different algorithms and models of psycho-pedagogical nature, aimed at the achievement of the goal – obtaining a finished competent specialist in a particular domain. The studies of this article are associated with constructing a universal model of author’s professional training, using the method of decomposition of the context diagrams. The author concludes that the practical implementation of innovations is only possible when using the whole system of principles of the author’s training. Each of these principles can be transformed depending on desired goal of training and choice of pedagogical tools which contributes to the formation and development not only the collective trajectory of specialist development but its individual trajectory of development of competence.

Keywords: author’s technology, pedagogical model, design of pedagogical training technologies

УДК 378

Алипханова Ф.Н.,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета

Малагусейнова К.А.,

соискатель кафедры педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета

fatima2365@mail.ru, fatima2365@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЯ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ И ПРОЦЕССОВ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

В статье изучена базовая профессиональная компетенция современного менеджера образования, а именно – готовность организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды. Рассмотрен процесс организации менеджером образования командной работы в рамках образовательного учреждения с целью обеспечения оперативного и эффективного функционирования и развития образовательных учреждений ВПО. Авторы делают вывод о том, что способность менеджера образования организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения – это интегративное качество личности, выражающееся в его социально-психологическом умении создавать неформальные творческие команды, члены которой объединены общей целью, владеют разработанными коллективными процедурами координации действий с целью достижения оптимальных результатов, несут ответственность за свою деятельность на основе приоритетной ответственности своего лидера.

Ключевые слова: групповая работа, команда, педагогическая команда, командообразование, групповая динамика, принципы формирования команды

Alipkhanova F.,

Doctor of Pedagogy, Professor of Chair of Pedagogy and Professional Education Technologies of Dagestan State Pedagogical University

Malaguseynova K.,

Degree-seeking student of Chair of Pedagogy and Professional Education Technologies of Dagestan State Pedagogical University

fatima2365@mail.ru, fatima2365@mail.ru

THE ORGANIZATION OF GROUP WORK BASED
ON THE KNOWLEDGE OF PRINCIPLES OF TEAM BUILDING
AND GROUP DYNAMICS PROCESSES

The basic professional competence of the modern education manager is studied in the article, as follows willingness to organize group work based on knowledge of the group dynamics processes and principles of team building. The process of organization of teamwork by education manager is considered within the frameworks of educational institution that to ensure operative and effective functioning and development of educational institutions of higher professional education. The authors conclude that the ability of the education manager to organize teamwork for solving problems of educational institution development – it is the integrative quality of the individual, reflected in its socio-psychological ability to create the informal original teams; members of these teams are united a common purpose, they master developed collective procedures of actions’ coordination with the purpose to achieve optimal results and they are responsible for their activity based on the prioritized responsibility of their leader.

Keywords: group work, team, pedagogical team, teambuilding, group dynamics, principles of team building

УДК 378

Масюкова Н.Г.,

mng19712@yandex.ru

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования,
г. Ставрополь

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В статье проанализированы подходы к дефиниции «педагогическая диагностика» в современной психолого-педагогической литературе; представлены результаты диагностического исследования, проведенного в рамках экспериментальной работы; обосновано значение диагностики для дополнительного профессионального образования педагогов. Автором представлены результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на проведение педагогической диагностики в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Результаты диагностики показали, что большинство из респондентов отмечают актуальность проблемы преподавания в классах, в которых для части обучающихся русский язык не является родным и в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Результаты диагностики способствовали включению в курсовую подготовку специальных семинаров и практических занятий, предназначенных для развития методической компетентности по вышеуказанным направлениям.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, дополнительное профессиональное образование педагогов, профессиональный стандарт по специальности «Педагог», методическая компетентность учителя

Masyukova N.,

mng19712@yandex.ru

Senior Lecturer of Chair of Humanitarian Subjects of the Stavropol Regional Institute of Education Development, Advanced Training and Retraining of Education Workers, Stavropol’

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN THE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

The article is analyzed the approaches to the “pedagogical diagnostics” definition in the contemporary psycho- pedagogical literature; there are presented the results of the diagnostic study of teachers, conducted within the frameworks of experimental work; as well as the value of diagnostics for continuing professional education of teachers is grounded. The author are represented the results of experimental work, aimed at conducting pedagogical diagnostics in the system of additional professional education of teachers. The diagnostic results showed that the most of respondents note the urgency of the issue of teaching in classrooms, to which the Russian language is not native for a part of trainees and where the children with disabilities in health get education. The diagnostic results supported the including of special seminars and practical exercises in course training, designed for the development of methodological competence in the above areas.

Keywords: pedagogical diagnostics, continuing professional education of teachers, occupational standard with “Teacher” specialization, methodological competence of teacher

УДК 371

Кочеров Ю.Н.,

fet.ok@mail.ru

преподаватель Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

САМОПОЗНАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ
И РАЗВИТИИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье рассмотрены некоторые аспекты профессионального развития сотрудника органов внутренних дел посредством механизма самопознания, основными средствами осуществления которого выступают идентификация и рефлексия. Обозначены типичные проблемы в осуществлении самопознания и способы их преодоления. В статье делается вывод о том, что рефлексия и идентификация – два взаимосвязанных механизма самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия – как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное развитие, самопознание, идентификация, рефлексия

Kocherov Yu.,

fet.ok@mail.ru

Lecturer of Stavropol Branch of the Krasnodar University of Interior Ministry of Russia

SELF-KNOWLEDGE OF STAFF OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES IN THE PROFESSIONAL FORMATION AND DEVELOPMENT

The article is considered some aspects of professional development of staff of internal affairs agencies through the mechanism of self-knowledge where the main means of implementation are the identification and the reflection. The typical issues in the implementation of self-knowledge and ways of their passing are defined in the article. The article concludes that two interrelated mechanisms of self-knowledge are the reflection and the identification. The identification gives the opportunity to assimilate the perceptible in others and in oneself and the reflection, liking to escape, gives the opportunity to analyze the perceptible from different positions, establishing the cause-and-effect relations.

Keywords: professional formation, professional development, self-knowledge, identification, reflection

УДК 378.2

Алиева М.К.,

alieva-05-1990@mail.ru

начальник отдела патриотического воспитания Министерства по делам молодежи Республики Дагестан, аспирант Дагестанского государственного педагогического университета

Модель профессиональной подготовки
бакалавров-ЮРИСТОВ к проектной деятельности в условиях информационно-коммуникационной предметной среды

В работе предлагается авторская модель профессиональной подготовки бакалавров-юристов к проектной деятельности в условиях информационно-коммуникационной предметной среды вуза. Кратко дана характеристика основным составляющим данной модели. Автор считает, что для реализации модели необходимо наличие в вузе информационных, технологических и личностных педагогических условий. Как показала опытно-экспериментальная работа, выявленные педагогические условия и реализованная на практике авторская модель способствовали повышению всех (когнитивного, операционально-практического, рефлексивно-оценочного) компонентов готовности студентов бакалавриата к проектной деятельности в условиях информационно-коммуникационной предметной среды вуза.

Ключевые слова: бакалавр-юрист, модель, проектная деятельность, информационно-коммуникационная предметная среда вуза, составляющие модели

Alieva M.,

alieva-05-1990@mail.ru

Head of the Department of Patriotic Education of the Ministry of Youth Affairs of the Republic of Dagestan, Postgraduate student of the Dagestan State Pedagogical University

MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS
OF lAW TO DESIGN ACTIVITY IN THE CONDITIONS
OF THE INFORMATION-COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT

In the paper there is proposed the author’s model of professional training of Bachelors of Law to design activity in the conditions of the information–communication subject environment of higher education institution. The characteristic is briefly given to the main components of this model. The author considers that it is required the necessary model of informational, technological and personal pedagogical conditions for its implementation in higher education institution. The revealed pedagogical conditions and the author’s model implemented in practice they have contributed to the increase of all (cognitive, operationally-practical, reflexive–evaluative) components of preparedness of students of Bachelor’s program to design activity in the conditions of information-communication subject environment of the higher education institution, according the shown experimental work.

Keywords: Bachelor of Law, model, design activity, information-communication subject environment of higher education institution, components of model

Поделиться в соцсетях:
© 2013. Московский институт
государственного управления
и права (МИГУП)