Размер текста: А А А Цвет сайта: А А

Выпуск № 43

Приемная комиссия


Электронная почта:
Время работы:
пн.-пт. с 9 до 18 часов

Только по вопросам поступления
(звонок бесплатный)

прямо с сайта (с 9:30 до 18:00)

СОДЕРЖАНИЕ

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА................................................................................................................. 11

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Полякова Т.А., Наумов В.Б.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ В РОССИИ.................................................................................. 14

Чернявский А.Г.

ОЧЕРКИ О СУЩНОСТИ ПРАВА И ПРАВОВЕДЕНИЯ................................................................................ 22

Третьякова Е.С.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РАЗВИТИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА.... 27

Шикула И.Р.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ЛИЦ,
НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ................................................................................. 34

Аль Али Насер Абдель Рахим

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ»............... 39

Данилов Н.И.

К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ.... 45

Тогузова М.Б., Кисиев А.Г.

ПРОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧЛЕНСТВА СУБЪЕКТОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ....................................................................................................................... 48

Красников В.Н.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ХОДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ..... 51

Егорушин Н.В.

ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ
К КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕБОЛЬШОЙ ТЯЖЕСТИ.................................................................. 55

Юдин И.В.

О СООТНОШЕНИИ СЛУЖЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СЛУЖЕБНОЙ
БЕСПОМОЩНОСТИ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ. 58

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Рыкова И.Н., Шкодинский С.В., Алаев А.А.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ
СРЕДСТВ ФНБ В ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ САМООКУПАЕМЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ................................. 62

Рагулина Ю.В.

АУДИТ ГОСПРОГРАММ: ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ............................................................................... 68

Гендон А.Л.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В КОМПАНИЯХ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ.................................................. 73

Ольховик И.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВУЗА КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ................................................................................ 79

Кондратьева Е.А.

ИНСТИТУТ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................... 86

Романцова Т.В., Гусакова Е.С.

ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 92

Федоров М.А.

ПРОБЛЕМА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ АУТСОРСИНГА В СТРАХОВАНИИ........................ 98

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

Володарская Е.А., Кондратова Л.В.

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ...................... 102

Шаталова Н.С., Рякина О.Р.

ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО..................................................................................................................................................... 109

Ростовская Т.К., Кучмаева О.В.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЧЛЕНОВ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(анализ Всероссийского социологического исследования) ....................... 113

Бобрышов С.В., Саенко Л.А.,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА........................................................................................................................... 125

Цахаева А.А., Аминова Д.К.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ. 132

Фролова М.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.................. 137

Петренко Д.А., Чеджемов С.Р.

К НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ........................................... 141

Пушкарева Т.В., Агальцова Д.В., Шемякина Е.М., Пушкарева Е.В., Богданова Н.В.

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРАКТИКЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «Я И МОЯ КУКЛА».................................... 147

Агарагимова В.К., Даудова Д.М.

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА................................................ 153

Богатырева М.Х.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ................. 158

Часовских Н.С.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 163

Панова И.Е., Харченко Л.Н.

ТРАНСГРЕССИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.......... 169

Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК АСПЕКТ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ............................. 174

Хайбулаев М.Х., Гаджиев Т.С., Раджабалиев Г.П.

ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ ОБЩЕСТВА........................................................................... 179

Хрисанова Е.В.

ВЛИЯНИЕ МНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НА СТАТУСНО-РОЛЕВУЮ
ПОЗИЦИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.............................................................................. 185

 Раджабов М.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ 192

Островский А.В.

Педагогическое сопровождение формирования управленческой
компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения
квалификации, его сущность, содержание, технология реализации..... 196

Джаубаева М.И.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА............................................................. 200

Папанова Т.В.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................................................................................... 205

Современное российское общество сегодня сталкивается с формированием ценностных установок в процессе обучения и воспитания молодежи. Нам приходится осваивать новые модели поведения, и с особой остротой встает вопрос о национальном самосознании подрастающего поколения, об изменении видения либеральных взглядов западных ученых на Вторую мировую войну и роль Советского Союза в ней.

 О Великой Отечественной войне написаны тысячи книг, но интерес к ней не ослабевает, а по ряду проблем становится даже более острым, чем прежде. Главное объяснение этого феномена состоит в том, что от понимания этой войны и осознания значения ее результатов в судьбах отдельных народов и человечества в целом зависит решение многих ключевых вопросов современности.

Я хочу обратить внимание читателей на завершенный в год 70-летия Победы фундаментальный Труд «Великая Отечественная война 1941–1945 годов», который по многим показателям является новым словом в исторической науке. Созданный в соответствии с принципом преемственности, он разрабатывался на основе огромного массива предшествующих и подтвердивших свою достоверность фактов.

Очень рекомендую упомянутый труд и представляю в этом номере статью почетного председателя Национального комитета историков России, академика Российской академии наук С.Л. Тихвинского, который предоставил редакции интересные материалы и отчеты по этой теме.

главный редактор В.А. Золотарев

С.Л. ТИХВИНСКИЙ, ПОЧЕТНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА ИСТОРИКОВ РОССИИ,
АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 

УДК 34.01

Полякова Т.А.,

доктор юридических наук, доцент, заведующая сектором информационного права Института государства
и права Российской академии наук

Наумов В.Б.,

ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ В РОССИИ

В статье анализируются и систематизируются существующие правовые проблемы регулирования идентификации субъектов государственных, включая Единую систему идентификации и аутентификации, и негосударственных информационных систем, а также пользователей сети Интернет, определяются предметные пробелы в отношении регулирования идентификации в составе действующего российского законодательства, предлагаются пути его совершенствования.

Ключевые слова: идентификация, законодательство, информационное право, государственные информационные системы, единая система идентификации и аутентификации

Polyakova T.,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Sector of Information Law of the Institute of State and Law
of the Russian Academy of Sciences

Naumov V.,

Leading Researcher of the Center of Economy of Continuing Education of the Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration

LEGAL ISSUES OF IDENTIFICATION OF SUBJECTS IN STATE
AND NON-STATE SYSTEMS IN RUSSIA

The article analyses and systematizes the existing legal issues of regulation of identification of subjects of state, including a Single System of Identification and Authentication, and non-state information systems, as well as Internet users; the paper addresses subjective gaps with regard to regulation of identification as a part of the current Russian legislation; the article author is suggested ways to improve it.

Keywords: identification, legislation, information law, state information systems, Single System of Identification and Authentication

 

УДК 340

Чернявский А.Г.,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Московского института государственного управления и права

ОЧЕРКИ О СУЩНОСТИ ПРАВА И ПРАВОВЕДЕНИЯ

Данная статья является попыткой доказать, что недостаточно дать некоторое внешнее описание правил правового конструирования, которые в общем и целом, по своего рода молчаливому соглашению ряда правоведов, обозначаются как «правовые» положения, поскольку данный прием не представляет ни достаточного разграничения, ни определения понятий в праве и не может гарантировать полноты как по отношению к описываемому правовому предмету, так и его существенным чертам.

Также в статье утверждается, что для современной правовой культуры особый интерес представляют следующие направления: естественное право, историческая школа права, материалистическое понимание истории и социальные основания возникновения новых прав или ограничений.

Ключевые слова: сущность права, правоведение, правовое конструирование, правила правового конструирования

Chernyavskiy A.,

Doctor of Law, Professor, Head of Chair of State-Legal Disciplines of the Moscow Institute of Public Administration and Law

ESSAYS ABOUT ESSENCE OF LAW AND LEGAL SCIENCE

This article is an attempt to prove that it is not enough to provide some external description of rules of legal designing, which are by and large, by a kind of tacit agreement of a number of legal scholars, are designated as “legal” provisions, considering that this technique is not a sufficient differentiation, no definition of concepts in law, and it cannot guarantee the completeness both in relation to the described legal subject, and its essential features.

Also this article argues that the particular interest is submitted the following directions for the contemporary legal culture: the natural law, the historical school of law, the materialist understanding of history and social grounds for the coming into existence of new rights or restrictions.

Keywords: essence of law, legal science, legal designing, rules of legal designing

 

УДК 343

Третьякова Е.С.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин
филиала Московского института государственного управления и права в Пермском крае

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена исследованию роли и значения международных неправительственных организаций в развитии уголовного права Российской империи на рубеже XIX–XX в. Со второй половины XIX в. на уровне международного сообщества стали создаваться международные неправительственные организации, внесшие свой вклад в развитие как международного, так и национального права, в том числе в вопросах уголовно-правовой сферы. Исследована деятельность основных международных неправительственных организаций, объединявших ученых и практиков в сфере уголовного права – Института международного права, Союза уголовного права (Союза криминалистов) и Пенитенциарного конгресса – и ее результаты, оказавшие непосредственное влияние на уголовное право Российской империи указанного периода.

Ключевые слова: история международного права, международные неправительственные организации, XIX век, Институт международного права, Союз уголовного права, Пенитенциарный конгресс, уголовное право Российской империи, выдача преступников, торговля женщинами в целях разврата

Tret’yakova E.,

PhD in Law, Associate Professor, Head of Chair of State-Legal Disciplines of Branch of the Moscow Institute
of Public Administration and Law in Perm Kray

THE ROLE AND THE IMPORTANCE OF INTERNATIONAL NONGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE DEVELOPMENT
OF CRIMINAL LAW OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE NINETEENTH –
IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the role and the importance of international nongovernmental organizations in the development of criminal law of the Russian Empire at the turn of the nineteenth – twentieth century. As of the second half of the nineteenth century, on the level of international community, international nongovernmental organizations had began to be created, which have contributed to the development of both international and national law, including on issues related to the criminal-legal sphere. There is studied an activity of the main international nongovernmental organizations, united scientists and practitioners in the sphere of criminal law ( Institute of International Law, The Criminal Law Union (The Union of Criminalists) and The Penitentiary Congress), as well as its performance results, which had a direct impact on criminal law of the Russian Empire for specified period.

Keywords: history of international law, international nongovernmental organizations, nineteenth century, Institute of International Law, Criminal Law Union, Penitentiary Congress, criminal law of Russian Empire, criminal extradition, trafficking in women for reasons of sexual abuse

 

УДК 343.988

Шикула И.Р.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московского института государственного управления и права

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ

В статье раскрываются основные направления совершенствования уголовной политики в сфере защиты лиц, находящихся в беспомощном состоянии.

В настоящее время в отношении беспомощного потерпевшего может быть совершено практически любое преступление, предусмотренное уголовным законодательством и посягающее на жизнь, здоровье, достоинство личности, на личную собственность граждан, а также некоторые преступления против общественного порядка и военной службы. При этом научно-технический прогресс и развитие общественных отношений, катаклизмы, потрясающие нашу страну, вызывают к жизни новые, ранее не практиковавшиеся формы преступных проявлений, связанных с умышленным приведением жертвы преступления в беспомощное состояние либо с использованием уже существующего беспомощного состояния потерпевшего.

Действующее уголовное законодательство не раскрывает правовое понятие «беспомощное состояние потерпевшего» и не устанавливает критерии его оценки, при этом отсутствие нормативного определения данного понятия приводит к неоднозначному толкованию этой правовой категории правоприменителем, что влечет за собой либо необоснованно расширенное применение, либо, наоборот, сужение сферы его использования. Кроме того, в юридической литературе не выработано однозначное понимание беспомощного или зависимого состояния потерпевшего, имеющее уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение. Фактически не исследовано процессуальное положение таких лиц.

В уголовном законодательстве РФ определены разнообразные способы и методы защиты личной свободы человека, его половой и экономической свободы, основных его конституционных прав и свобод. Необходимо дать оценку степени их защиты на разных основаниях для выяснения, какие из упомянутых выше свобод имеют наилучшую защиту.

В целях повышения уровня организации уголовно-правой охраны социально незащищенных лиц целесообразно, на наш взгляд, скорректировать диспозиции ряда статей Особенной части УК РФ.

Ключевые слова: беспомощный потерпевший, уголовная политика, квалификация, преступные посягательства, уголовная ответственность, правоприменительная практика

Shikula I.,

PhD in Law, Associate Professor, Head of Chair of Criminal-Legal Disciplines of the Law Faculty
of the Moscow Institute of Public Administration and Law

ENHANCING OF THE CRIMINAL POLICY IN THE SPHERE OF PROTECTION
OF PERSONS IN A HELPLESS STATE

The article defines the main directions of enhancing the criminal policy in the sphere of protection of persons in a helpless state.

At the moment any prescribed by criminal legislation crime can be committed against a helpless victim, which would impacted to life, health, dignity of a person, to personal ownership of citizens, as well as certain crimes against the public order and soldiering. Therewith the scientific-technical progress and the development of social relations, cataclysms which are shattering our country, they are bringing to life the new not previously practiced forms of criminal expressions, connecting with intentional bringing of the victim to a helpless state, either using already existing helpless state of the victim.

Existing criminal legislation does not define the legal conception “helpless state of the victim” and it does not establish criteria of its evaluation, herewith the absence of a legislative definition of this conception leads to ambiguous interpretation of this legal category by a law enforcer and which entails either unreasonably extended application, or, vice versa, diminishing the scope of its use.

In addition, in judicial literature there is not developed clear understanding of the helpless or dependent state of the victim, which could have a criminal-legal and criminal-procedure importance. Procedural status of such persons has not yet been examined.

In the criminal legislation of the Russian Federation there are defined various ways and protection methods of personal freedom of a human, its sexual freedom and economic liberty, the primary constitutional rights and freedoms. It is necessary to assess their protection level on different grounds that to ascertain which of the above mentioned freedoms are more protected.

In order to enhance organization level of criminal-legal preservation of socially disadvantaged persons, useful, in our view, to amend dispositions of several articles of a special part of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: helpless victim, criminal policy, classification, criminal offences, criminal responsibility, law enforcement practice

 

УДК 341

Аль Али Насер Абдель Рахим,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой международного права
Московского института государственного управления и права

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ»

В статье исследуется процесс формирования и содержание концепции «Ответственность по защите», анализируются проблемы реализации данной концепции. Автор дает правовую оценку концепции «Ответственность по защите» и приходит к выводу о том, что для ее реализации требуется принятие международного соглашения о концепции, внесение изменений и дополнений в некоторые принципы международного права и в саму концепцию путем установления четких правил, критериев и процедуры реализации концепции.

Ключевые слова: ответственность по защите, принцип государственного суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

Al Ali Naser Abdel Raheem,

PhD in Law, Head of Chair of International Law of the Moscow Institute of Public Administration and Law

THE ISSUES OF IMPLEMENTATION OF THE «RESPONSIBILITY TO PROTECT» CONCEPT

The article analyses the formation process and the content of the “Responsibility to Protect” concept as well as the issues of the concept implementation. The article author makes a legal assessment of the “Responsibility to Protect” concept and concludes that its implementation requires the adoption of an international arrangement on the concept, making the amendments and additions to some of the principles of international law and in the concept by establishing the clear rules, criteria and the procedure of the concept implementation.

Keywords: Responsibility to Protect, principle of state sovereignty, principle of non-interference in internal affairs, principle of non-use of force and threat of use of force in international relations

 

УДК 349

Данилов Н.И.,

заместитель генерального директора Государственной корпорации по организации воздушного движения
в Российской Федерации

К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ

Исследование вопросов государственного регулирования деятельности в области авиации как в нашей стране, так и за рубежом позволило автору утверждать, что в сложившихся современных условиях гармонизации воздушного законодательства на рынке транспортных услуг России в сфере авиаперевозок, где активно развиваются новые участники правоотношений в виде предприятий частной формы собственности, а также государственной, требует своего дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: воздушное право, Воздушный кодекс, гармонизация законодательства, государственное регулирование, гражданская авиация, авиация общего назначения

Danilov N.,

Deputy Director General of Federal State Unitary Enterprise «State ATM Corporation»

REVISITING THE HARMONIZATION OF THE RUSSIAN AIR LEGISLATION REGARDING THE STATE REGULATION OF ACTIVITY IN AVIATION

The study of issues of the state regulation of activity in aviation, both in our country and abroad, is allowed the article author to claim that it demands further improvement under existing conditions of harmonization of air legislation on the Russian market of transport services in the sphere of air transportations, where there are actively developing new entrants of legal relations in the form of enterprises of privately owned as well as the state – owned legal entity.

Keywords: air law, Air Code, harmonization of legislation, state regulation, civil aviation, general aviation

 

УДК: 349.2

Тогузова М.Б.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права
Северо-Кавказского Горно-металлургического института

Кисиев А.Г.,

магистрант кафедры предпринимательского и трудового права
Северо-Кавказского Горно-металлургического института

ПРОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧЛЕНСТВА СУБЪЕКТОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье предпринята попытка путем анализа норм трудового законодательства и, в частности, отдельных положений ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» выявить пробелы, касающиеся отдельных вопросов правового регулирования членства в профсоюзе и сформулировать предложения по их устранению. В ходе проведенного исследования автором сделан вывод о том, что профсоюзное законодательство в части определения членства в профсоюзе является несовершенным и нуждается в изменениях. В связи с злоупотреблениями со стороны субъектов трудовых правоотношений перед законодателем встает проблема четкой регламентации процедуры вхождения в профсоюзную организацию. Делается вывод о том, что необходимо внесение соответствующей нормы в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях».

Ключевые слова: первичная профсоюзная организация, членство в профсоюзной организации, законодательные обязанности работодателя, коммерческая организация, увольнение работника, численность членов профсоюзной организации

Toguzova M.,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of Chair of Business Law and Labour Law
of the North-Caucasus Mining and Metals Institute

Kisiev A.,

Master student of Chair of Business Law and Labour Law of the North-Caucasus Mining and Metals Institute

LEGAL REGULATION OF SUBJECTS’ MEMBERSHIP OF LABOUR LEGAL RELATIONS IN A TRADE UNION ORGANIZATION

In this article the attempt is made to identify gaps, regarding separate issues of legal regulation of membership in a trade union organization and to formulate proposals on their elimination through the analysis of labour legislation norms and separate provisions of the Federal Law “On trade unions, their rights and guarantees”, in particular. During the conducted study the article authors have come to the conclusion that trade union legislation with regard to determining membership in a trade union organization is an imperfect and it needs to be amended. Because of the abusive practice by the subjects of labour legal relations a legislator faces the problem of clear regulate of a procedure of joining into a trade union organization. It is concluded that it is necessary to introduce a relevant norm to the Federal Law “On trade unions, their rights and guarantees”.

Keywords: primary trade union organization, membership in trade union organization, legislative obligations of employer, commercial organization, dismissal of employee, number of members of trade union organization

 

УДК 347

Красников В.Н.,

преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники
Краснодарского университета МВД России

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ХОДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье рассматриваются некоторые вопросы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью в современной России. Автор приходит к выводу, что в основу деятельности подразделений органов внутренних дел должны быть положены современные подходы к организации, содержанию процесса взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества; в профилактической работе оперативных подразделений органов внутренних дел необходимо использовать региональную модель взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества, разработанную для каждого региона в соответствии с его спецификой, уровнем правовой культуры населения, уровнем преступности в данном регионе.

Ключевые слова: органы внутренних дел, предупреждение и раскрытие преступлений, взаимодействие с общественностью

Krasnikov V.,

Lecturer of Chair of Operational-Investigative Activity and Special Technique of the Krasnodar University
of the Interior Ministry of the Russian Federation

THE INTERACTION OF OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES WITH THE PUBLIC DURING THE COURSE OF PREVENTION
AND DETECTION OF CRIMES

The article considers some issues of interaction of internal affairs agencies with the public in contemporary Russia. The article author concludes that modern approaches to the organization, content of the interaction process of law enforcement structures and civil society should be based on activity of units of internal affairs agencies; in the prevention work of operational units of internal affairs agencies it is necessary to use a regional model of interaction between law enforcement structures and civil society, developed for each region in accordance with its specific characteristics, with the level of legal culture of the population, with a crime rate in this region.

Keywords: internal affairs agencies, prevention and detection of crimes, interaction with public

 

УДК 340.1

Егорушин Н.В.,

оперуполномоченный отделения уголовного розыска Юго-Восточного ЛУ МВД России на транспорте,
капитан полиции, аспирант Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина

ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕБОЛЬШОЙ ТЯЖЕСТИ

В статье проанализировано отношение законодателя к преступлениям, относящимся к категории преступлений небольшой тяжести, через призму осуществляемой им уголовно-правовой политики. Выявлена и обоснована необходимость ее корректировки с целью сохранения правового значения данной категории преступлений. Кроме того, в данной статье автор предлагает сформулировать четкое определение преступлений, относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, дает свое определение этому понятию.

Ключевые слова: уголовный закон, законодатель, преступления небольшой тяжести, категория, уголовно-правовая политика

Egorushin N.,

Special Investigative Agent of Criminal Investigation Branch of the Southeastern Line Authority of the Interior Ministry of the Russian Federation in Transport, Police Captain, Postgraduate student of the Bunin Yelets State University

ABOUT CRIMINALLY-LEGAL POLICY IN RELATION TO CRIMES,
QUALIFIED AS MINOR CRIMES

The article analyzes the legislator’s attitude to crimes, qualified as minor crimes through the prism of enforced criminally-legal policy by it. There is indentified and substantiated necessity of its adjustment for the purpose of keeping the legal bearing of this category of crimes. In addition, in this article the author is proposed to formulate accurate definition of crimes, qualified as minor crimes and the contributor is defined this conception.

Keywords: criminal law, legislator, minor crimes, category, criminally-legal practice

 

УДК 351/354

Юдин И.В.,

подполковник, адъюнкт кафедры педагогики Военного университета Министерства обороны РФ, г. Москва

О СООТНОШЕНИИ СЛУЖЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СЛУЖЕБНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье представлено соотношение служебной самостоятельности и служебной беспомощности офицеров подразделений внутренних войск МВД России. Рассмотрено четыре своеобразных психологических типа целостной характеристики личности офицера. Сделан вывод о том, что служебная самостоятельность и служебная беспомощность офицеров подразделений внутренних войск МВД России представляют собой устойчивую комплексную личностную характеристику, которая определяет особенности жизнедеятельности субъекта, могут иметь различную степень выраженности и соотносятся друг с другом как две стороны единого целого. Уровень выраженности изучаемой характеристики определяет ее отнесенность к самостоятельности либо к беспомощности.

Ключевые слова: служебная самостоятельность, служебная беспомощность, офицеры, субъектность

Yudin I.,

Lieutenant-Colonel, Adjunct of Chair of Pedagogy of the Military University of the Ministry of Defense
of the Russian Federation, Moscow city

ABOUT THE CORRELATION OF SERVICE AUTONOMY AND SERVICE HELPLESSNESS OF OFFICERS OF UNITS OF THE INTERIOR MINISTRY TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article shows the correlation of service autonomy and service helplessness of officers of units of the Interior Ministry troops of the Russian Federation. There are considered four kind psychological types of holistic characteristics of the individual officer. It is concluded that service autonomy and service helplessness of officers of units of the Interior Ministry troops of the Russian Federation are represented a complex stable personal characteristics which is determined the special aspects of the vital activity of a subject; they can have various degree of completeness and they are related to each other as two sides of unified whole. The level of completeness of the studied characteristics is determined its attribution to the autonomy whether to the helplessness.

Keywords: service autonomy, service helplessness, officers, subjectivity

 

УДК 338.001.36

Рыкова И.Н.,

доктор экономических наук, руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института

Шкодинский С.В.,

доктор экономических наук, профессор, начальник отдела Государственного НИИ системного анализа
Счетной палаты Российской Федерации

Алаев А.А.,

научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ ФНБ В ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, РЕАЛИЗУЮЩИХ САМООКУПАЕМЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Отечественная инфраструктура находится в достаточно неблагоприятном состоянии. Для формирования экономического роста нового качества необходимо увеличение инвестиций в инфраструктуру. По оценкам Всемирного банка, общие расходы на инфраструктуру в России должны составлять не менее 4–5% ВВП в год. По качеству многих объектов общественной инфраструктуры Российская Федерация занимает низкие места относительно своего потенциала, роста и состояния экономики среди остальных стран мира. Необратимые процессы разрушения инфраструктуры могут привести к снижению конкурентоспособности экономики.

В современных условиях необходима мобилизация внутренних ресурсов, которые могут быть использованы для реализации инфраструктурных проектов. Учитывая целевое назначение, основным источником реализации долгосрочных инфраструктурных проектов могут быть средства Фонда национального благосостояния.

В настоящее время значительной научно-методической проработки требуют такие вопросы, как обоснование механизмов размещения средств ФНБ; внедрение механизма рассмотрения проектов для реализации за счет средств ФНБ; внедрение мониторинга и контроля реализации инфраструктурного проекта; изменение подхода к оценке эффективности самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых за счет средств ФНБ. Именно последней компоненте и посвящена данная научная статья.

Ключевые слова: Фонд национального благосостояния, эффективность инфраструктурного проекта, финансовые активы, критерии, показатели, методы, стоимость, оценка

Rykova I.,

Doctor of Economics, Head of the Branch Economy Center of Financial Research Institute

Shkodinskiy S.,

Doctor of Economics, Professor, Head of Department of the State Research Institute of Systematic Analysis
of Accounts Chamber of the Russian Federation

Alaev A.,

Researcher of the Brach Economy Center of Financial Research Institute

THE CRITERIA AND EFFICIENCY INDICATORS OF PLACING FUNDS
OF THE NATIONAL WEALTH FUND AT THE FINANCIAL ASSETS OF LEGAL ENTITIES, IMPLEMENTING SUSTAINABLE INFRASTRUCTURE PROJECTS

National infrastructure is in extremely poor state. It is necessary to increase investments in infrastructure for the development of new quality economic growth. According to the World Bank estimates the total infrastructure costs should be less than 4–5% of GDP per year in Russia. By the quality of a number of facilities of the public infrastructure the Russian Federation maintains so low ranks in relation to its potential, economic growth and performance of the economy among the rest of the World. Irreversible processes of infrastructure destruction can lead to decrease in competitiveness of the national economy.

Under current conditions it is necessary to mobilize domestic resources, which can be used to implement infrastructure projects. Taking into consideration the designated purposes, funds of the National Wealth Fund may have been the major source for implementation of long-term infrastructure projects.

At this time the following issues are requiring a significant scientific-methodological developmental work: the rationale of mechanisms of placing funds of the NWF; the introducing of a mechanism for the review of projects to implement with funding of the NWF; the introducing of monitoring and controlling the implementing the infrastructure project; the change of approach to efficiency evaluation of sustainable infrastructure projects, implementing from funds of the NWF. This scientific article is addressed to the latest paragraph, specifically.

Keywords: National Wealth Fund, efficiency of infrastructure project, financial assets, criteria, indicators, methods, value, evaluation

 

УДК 338 

Рагулина Ю.В.,

доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники РФ, заместитель руководителя научно-экспертного центра Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АУДИТ ГОСПРОГРАММ: ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ

В статье раскрываются принципы аудита госпрограмм, учитывающие сложность и многопараметричность объектов контроля, корректность целеполагания и комплексность оценки их элементов. Выделяются общие и частные, учитывающие стандартизацию аудита госпрограмм, в том числе унификации интерфейсов, протоколов и форматов данных, интеграции распределенных информационных ресурсов.

Подчеркивается, что в силу существенных межстрановых различий в практике программного бюджетирования международных стандартов аудита госпрограмм в мире не разработано.

Ключевые слова: аудит, государственные программы, объекты контроля, принципы, процедура, цели

Ragulina Yu.,

Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Deputy Head of the Scientific-Expert Centre of the State Research Institute of Systematic Analysis of Accounts Chamber
of the Russian Federation

THE AUDIT OF GOVERNMENT PROGRAMS: PRINCIPLES AND PROBLEMS

The article describes the principles of audit of government programs, taking into account the complexity and multi-parametric objects of checking operation, the correctness of goal-setting and the complexity of their elements assessment. The totals and privates, taking into account audit’s standardization of government programs, including interfaces unification, protocols and data formats and integration of distributed information resources.

It is emphasized that due to significant cross-country differences in the practice of programs budgeting of audit’s international standards of government programs is not developed throughout the world.

Keywords: audit, government programs, objects of checking operation, principles, procedure, goals

 

УДК 338.2

 Гендон А.Л.,

 кандидат технических наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности
Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В КОМПАНИЯХ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В статье проанализирован опыт стратегического управления крупнейших горно-химических компаний, поскольку происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора и горно-химического комплекса в частности. Представлены особенности стратегического управления и ключевые аспекты стратегий крупнейших горно-химических компаний России. Приведена сравнительная характеристика компаний, обоснована необходимость повышения эффективности стратегического управления горно-химических компаний России. В этой связи новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического конкурентного поведения, а также стратегического планирования конкурентных преимуществ для их развития и удержания.

Ключевые слова: горно-химический комплекс, минеральные удобрения, стратегическое управление

Gendon A.,

PhD in Engineering Sciences, Associate Professor of Chair of Analysis of Economic Activity of the Plekhanov
Russian University of Economics

EXPERIENCE IN THE USE OF STRATEGIC MANAGEMENT IN COMPANIES
OF THE MINING-CHEMICAL COMPLEX OF RUSSIA

The article is analyzed the experience of strategic management of the largest mining-chemical companies, because the occurring significant changes at the worldwide and home commodity markets, key tendencies of recent development of industry and worldwide economy as a whole, such as globalization, consolidation of sectors, the amalgamation and integration of enterprises, increasing competition, all these are created unprecedented challenges and development opportunities for industrial sector and mining-chemical complex, specifically. There are provided the features of strategic management and crucial aspects of the strategies of the largest mining-chemical companies of Russia. In this article there is mentioned comparative description of companies and it has been substantiated the need of efficiency improvement of strategic management of the mining-chemical companies of Russia. In this regard, new conditions of economic entities are caused the need for search and grounds for new options of strategic competitive behavior, as well as strategic planning of competitive advantages for their development and keeping.

Keywords: mining-chemical complex, mineral fertilizers, strategic management

 

УДК 331.225.5

Ольховик И.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономические теории» Белорусского национального технического университета

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВУЗА КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Статья посвящена теоретическим аспектам инновационной деятельности вуза как фактора конкурентоспособности. Актуальность темы статьи заключается в том, что сегодня инновационная деятельность является одним из наиболее динамичных и перспективных направлений как в национальной, так и в мировой экономике. Поэтому в статье представлен систематизированный опыт раскрытия теоретических аспектов инновационной деятельности вуза как фактора конкурентоспособности. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что возрастание роли управления инновационной деятельностью в вузе сегодня не просто является самостоятельной научной дисциплиной, но и представляет собой предпосылку, фактор, условие для перехода к устойчивому инновационному социально-экономическому развитию общества.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкурентоспособность вуза, инновации в высшем образовании

Ol’khovik I.,

PhD in Economics, Associate Professor of Chair “Theoretical Economics” of the Belarusian Technical University

THE THEORETICAL ASPECTS OF INNOVATION ACTIVITY OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS

The article is devoted to the theoretical aspects of innovation activity of a higher education institution as a factor of competitiveness. Timelines of the topic of the article is that today innovation activity is one of the most dynamic and promising directions both in national and in the global economy. Therefore, the paper takes systematized experience of disclosure of the theoretical aspects of innovation activity of a higher education institution as a factor of competitiveness. On the basis of the performed analysis the article author concludes that the increasing role of innovation activity management in a higher education institution is not just an independent science discipline today, but it is represented a precondition, factor, the condition for transition to sustainable innovative social-economical societal development.

Keywords: innovations, innovation activity, competitiveness of higher education institution, innovations in higher education

 

УДК 336.276

Кондратьева Е.А.,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Счетной палаты Российской Федерации

ИНСТИТУТ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ1 И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены проблемные вопросы оценки влияния образования КГН на наполнение доходной части региональных бюджетов. Создание КГН привело к перераспределению доходов между бюджетами регионов. Ситуация осложнилась применением пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации. Фактически использование КГН позволило снизить общую налоговую нагрузку группы.

Ключевые слова: консолидированные группы налогоплательщиков, российские регионы, бюджеты, налоговые поступления от КГН, последствия, налог на прибыль организаций, мораторий

Kondrat’eva E.,

PhD in Economics, Associate Professor, Leading Researcher of the State Research Institute of Systematic Analysis
of Accounts Chamber of the Russian Federation

THE INSTITUTE OF A CONSOLIDATED TAXPAYERS GROUP AND THE BUDGETS FORMATION OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the problematic issues of impact assessment of the CTG establishing to the supplement of revenue part of regional budgets. The CTG establishing has led to redistribution between budgets of regions. The situation is complicated by the application of reduced tax rates, established by laws of the constituent entities of the Russian Federation. In fact, the CTG application is allowed to reduce overall tax burden of the Group.

Keywords: Consolidated Taxpayers Group, Russian regions, budgets, tax revenues from CTG, fall-out, company tax, moratorium

 

УДК 336.276

Романцова Т.В.,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Управление водохозяйственной деятельностью и природопользованием» Российского государственного аграрного университета –
МСХА имени К.А. Тимирязева

Гусакова Е.С.,

аспирант Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По данным информационного портала «РИА Новости», в 2015 г. на фоне общеэкономического спада и углубления региональных проблем субъекты РФ продолжали заимствования. Так, Минфин РФ отмечает, что суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ увеличился на 11% и на 1 января 2016 г. составил 2,318 триллионов рублей, что на 229 миллиардов рублей больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2014 г. госдолг вырос на 20%, в 2013 – на 28,6%, в 2012 – на 15%1. Таким образом, темп роста региональных заимствований снизился. Отчасти это может быть связано с тем, что регионы стали в большей степени экономить. Так, расходы региональных бюджетов выросли лишь на 1,3% (для сравнения: в 2014 г. рост составил 7,9%). Отчасти это связано с тем, что в условиях финансовой нестабильности регионы стали более аккуратно взвешивать кредитные риски. Вместе с тем долговая нагрузка на региональные бюджеты достаточно высока. Можно ожидать увеличения числа регионов с предельно высоким уровнем долговой нагрузки. В то же время, несмотря на то что в ряде регионов ситуация с долговыми обязательствами может иметь критический характер, при условии поддержки Минфина вероятность дефолтов невысока.

В этой связи определенный научный интерес представляют исследования, оценивающие изменение величины государственного долга субъектов Российской Федерации на протяжении последних 10 лет. Кроме того, авторы уделяют внимание обобщению факторов, повлиявших на объем долговой нагрузки, а именно: дефицит ресурсов региональных бюджетов, возрастающие расходы на обслуживание госдолга, изменения налогового законодательства, проблемы в сфере межбюджетных отношений.

Ключевые слова: государственный долг, управление государственным долгом, дефицит бюджета, эффективность бюджетных расходов, бюджетные кредиты, межбюджетные трансферты

Romantsova T.,

PhD in Economics, Associate Professor, Head of Chair «Water Management and Natural Management» of the Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Gusakova E.,

Postgraduate student of the State Research Institute of Systematic Analysis of Accounts Chamber of the Russian Federation

THE DYNAMICS OF THE PUBLIC DEBT OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

According to the information portal “RIA Novosti” in 2015 against the backdrop of the general economic slowdown and the exacerbation of the regional problems of the Russian Federation, the RF subjects have continued borrowing. Thus, the Ministry of Finance of the Russian Federation has noted that the amounting volume of public debt of the RF subjects has increased by 11% and amounted of the 1st of January, 2016 to about 2.318 trillion rubles, which is 229 billion rubles more than a year before. In comparison: in 2014 the public debt has increased by 20%, in 2013 – by 28.6%, in 2012– by15%. In that way, the growth rate of regional borrowing has decreased. Somewhat, this may be due to the fact that regions have become more to economize. So, the regional budget expenditures have increased by only 1.3% (for comparison, in 2014 the increase was 7.9%). Partly because the fact that in the conditions of financial instability regions are more accurately done weighing the repayment risks. However, the debt burden on regional budgets is a high enough. One may expect an increase in the number of regions with an extremely high level of debt burden. At the same time, despite the fact that in some regions the situation with the debt instruments may have a critical nature, with the support to the Ministry of Finance the default probability is a low.

Studies, evaluating the change of public debt amount of the RF subjects for the past ten years, have covered defined scientific interest, in this regard. In addition, the article authors pay attention to generalization of the factors that influenced the amount of the debt burden, namely – the deficit of regional budgets resources, increasing debt service payments, the change of the taxation legislation, problems in the area of inter-budgetary relations.

Keywords: public debt, public debt management, budget deficit, effectiveness of budget expenditures, budgetary credits, inter-budgetary transfers

 

УДК 368

Федоров М.А.,

аспирант кафедры «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ПРОБЛЕМА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ АУТСОРСИНГА В СТРАХОВАНИИ

В статье приведено исследование по формулированию принципов аутсорсинга, присущих исключительно страховой отрасли, имеющей свои особенности.

Ключевые слова: аутсорсинг, особенности аутсорсинга в страховании, принципы аутсорсинга

Fedorov M.,

Post-graduate student of Chair “Insurance Business” of the Financial University
under the Government of the Russian Federation

THE ISSUES OF PRINCIPLES SELECTION OF OUTSOURCING
IN THE INSURANCE INDUSTRY

This article presents a study on the formation of outsourcing principles, which are unique to the insurance industry with its own features.

Keywords: outsourcing, outsourcing features in insurance industry, outsourcing principles

 

УДК 159.924.24 

Володарская Е.А.,

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник истории организации науки и науковедения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Кондратова Л.В.,

аспирант Московского института психоанализа

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу психологического феномена креативности личности и ее связи с конкурентоспособностью личности. Описаны различные подходы к исследованию креативности. Определены характеристики креативности, структура, механизмы формирования и развития творческого мышления и индивидуально-психологических особенностей. Представлена связь креативности образовательного пространства вуза как условия проявления творческого потенциала студента и развития его конкурентоспособности в будущей профессиональной среде.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, конкурентоспособность, творческий потенциал, креативная среда вуза

Volodarskaya E.,

Doctor of Psychology, Leading Researcher of the Center for the History of Organization of Science and Science Studies of Institute of the History of the Natural Science and Technology named after S. Vavilov of the Russian Academy
of Sciences

Kondratova L.,

Postgraduate student of the Moscow Institute of Psychoanalysis

CREATIVITY AS A COMPETIVENESS FACTOR OF THE PERSONALITY

The article analyses the psychological phenomenon of the personality creativity and its connection with the personality competitiveness. There are mentioned the various approaches to the study of creativity. In the article there are defined characteristics of creativity, structure, mechanisms of formation and development of creative thinking as well as individual- psychological characteristics. The article is presented the relation of creativity of education space of a higher education institution as conditions for phenomenon of creative potential of a student and development of its competitiveness in the future professional environment.

Keywords: creativity, creative abilities, competitiveness, creative potential, creative environment of higher education institution

 

УДК 378

Шаталова Н.С.,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного факультета
по обучению иностранных граждан Московского государственного лингвистического университета

Рякина О.Р.,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой языковой коммуникации
Российской академии музыки имени Гнесиных

ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

В статье рассматривается метод моделирования в контексте процесса и результата учебно-познавательной деятельности инофонов, направленный на овладение языковыми и речевыми операциями в учебной дисциплине «Русский язык как иностранный», приводятся его основные классификационные характеристики, описаны особенности его реализации в практике преподавания. При этом метод моделирования учитывает формирование и развитие способностей овладения научным знанием с использованием современных мультимедийных технологий, повышающих образовательный потенциал благодаря созданию «динамического образа» учебной информации, позволяющих иностранным обучающимся управлять представлением учебной информации. Предлагаются опорные элементы учебного моделирования.

Ключевые слова: моделирование, теоретическая модель знания, познавательный интерес, языковые и речевые объекты, учебная модель

Shatalova N.,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Chair of the Russian Language as a Foreign of the Faculty
on Training Foreign Nationals of the Moscow State Linguistic University

Ryakina O.,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Chair of Linguistic Communication of the Gnesin’s Russian Academy of Music

THE TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE:
THE POLYFUNCTIONALITY OF MODELING

The article deals the modeling method in the context of the process and the result of learning activity of the children of migrant workers, who don’t know the Russian language, and it is aimed at the acquisition of language and speech operations in the «Russian as a foreign language» academic discipline; the article authors are emphasized on its main classification characteristics; there are described the peculiarities of its implementation in teaching practice. In the process the modeling method takes into account the formation and development of abilities in acquisitioning scientific knowledge with the use of modern multimedia technologies, which are improving the educational potential through the creation of “dynamic image” of training information and allowing foreign trainees to manage the presentation of training information. There are the supporting elements of training modeling.

Keywords: modeling, theoretical model of knowledge, cognitive interest, language and speech objects, training model

 

УДК 314.012 

Ростовская Т.К.,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью
Российского государственного социального университета

Кучмаева О.В.,

доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента статистики и анализа данных
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЧЛЕНОВ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (анализ Всероссийского социологического исследования)

В ходе исследования авторами выявлены новые тенденции в формировании жизненных стратегий членов молодых семей в современном российском обществе. Дана оценка имеющегося потенциала демографического развития, материального положения молодых семей, их мнений о межпоколенческих отношениях, роли семейной политики в обеспечении семейного благополучия.

Ключевые слова: молодая семья, благополучная молодая семья, ценность первого зарегистрированного брака, жизненные стратегии членов молодых семей

Rostovskaya T.,

Doctor of Sociology, Professor, Professor of Chair of Work Organization with Youth of the Russian State Social University

Kuchmaeva O.,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Statistics and Data Analysis
of the National Research University “Higher School of Economics”

NEW TRENDS IN THE FORMATION OF LIFE STRATEGIES OF YOUNG FAMILIES’ MEMBERS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY
(The analysis of All-Russian sociological research)

During research the article authors are indentified new trends in the formation of life strategies of young families’ members in contemporary Russian society. There is given an assessment of the existing potential of the demographic development, the material status of young families, their viewpoints on intergenerational relationships and the role of family policy in ensuring family welfare.

Keywords: young family, prosperous young family, value of first registered marriage, life strategies of young families’ members

 

УДК 378.1.

Бобрышов С.В.,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
Ставропольского государственного педагогического института

Саенко Л.А.,

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социальных технологий
Северо-Кавказского федерального университета

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Статья раскрывает ряд проблем, связанных с вопросами понимания и реализации компетентностной модели профессионального образования. Рассмотрены вопросы схожести и различий, а также интеграции двух образовательных подходов: компетентностного и знаниевого. На основе сопоставления смысловых и структурно-содержательных параметров показаны противоречия в трактовках традиционно выделяемых компонентов компетенции (знать, уметь, владеть). Дается авторская оценка существующего понимания термина «компетенции».

Ключевые слова: компетенции, компетентность, компетентностный подход, компетентностная модель образования, знания, умения, навыки, опыт, способность, готовность, знаниевая модель образования

Bobryshov S.,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Chair of the Stavropol’ State Pedagogical Institute

Saenko L.,

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of Chair of Social Technologies
of the North-Caucasus Federal University

A METHODOLOGICAL ASSESSMENT OF THE COMPETENCE APPROACH
IN TRAINING SPECIALIST

The article reveals a number of issues, related to the understanding and implementation of the competence model of professional education. There are considered the following issues of similarity and differences, as well as the integration of the two educational approaches: competence and knowledge-oriented. On the basis of comparing conceptual and structural-substantial parameters contradictions in the interpretations of traditionally defined components of the competence (to know, to understand, to have) are shown in the article. It provides the article author’s assessment of the present understanding of the “competence” terminology.

Keywords: competencies, competence, competence approach, competence model of education, knowledge, abilities, skills, experience, capability, willingness, knowledge-oriented model of education

 

УДК 378

Цахаева А.А.,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии Дагестанского государственного педагогического университета

Аминова Д.К.,

магистр психолого-педагогического образования, аспирант Дагестанского государственного педагогического университета

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье авторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении, что формирование приемов учебной работы должно непрерывно развиваться на всех этапах обучения в вузе. Особое внимание уделяется организации психологической безопасности студентов. Рассматривается психолого-педагогический подход в развивающей подготовке специалистов, основной упор делается на самообразование как один из показателей уровня профессиональной культуры, компетентности. Раскрываются каналы, средства, источники получения студентами информации, взаимосвязь между уровнем самообразования и профессионализмом. Особое внимание уделяется формирующим компетенциям, необходимым для становления конкурентноспособного специалиста-педагога.

Ключевые слова: познавательная активность, учебное взаимодействие, обобщение, систематизация

Tsakhaeva A.,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Chair of the General Psychology and Pedagogical Psychology
of the Dagestan State Pedagogical University

Aminova D.,

Master of Psychological-Pedagogical Education, Postgraduate student of the Dagestan State Pedagogical University

ISSUES OF FORMATION OF TECHNIQUES OF ACADEMIC WORK
AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF TRAINING SPECIALISTS

In the article the authors are formulated a point of view which is based on the conviction that formation of techniques of academic work must be constantly developed at all stages of training at a higher education institution. Particular attention is paid to organization of psychological safety of students. Psychological-pedagogical approach is considered in developing training of specialists; major emphasis is on self-education as one of indicators of the level of professional culture and competence. The article reveals the channels, facilities, sources of information acquisition, the interaction between the level of self-education and professionalism. Pay closer attention to formative competencies which are required for the emergence of a competitive specialist-educator.

Keywords: cognitive activity, educational interaction, generalization, systematization

 

УДК 378

Фролова М.И.,

докторант кафедры теории и методики профессионального образования педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается структура и содержание понятия «педагогика толерантности» и использование ее возможностей в формировании толерантности культурной идентичности. Толерантность – это не только определенное понятие, но и система гуманных принципов, которые должны определять взаимодействие, отношения между этносами, религиями, группами людей. Организация процесса формирования толерантности и культурной идентичности личности требует учета возрастных, личностных особенностей и познавательных способностей студентов. В статье дана обобщенная характеристика толерантной личности. Автор делает вывод, что формирование толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но главная нагрузка и ответственность за работу в данном направлении ложится именно на образовательные учреждения, социокультурную среду.

Ключевые слова: толерантность, личность, педагогика толерантности, культурная идентичность

Frolovа M.,

Doctoral student of Chair of Theory and Methodology of Professional Education of the Pedagogical Faculty
of the Karachay-Cherkessia State University named after U. Aliev

THE PEDAGOGICAL ASPECT OF FORMATION OF A TOLERANT PERSONALITY

The article deals the structure and content of the conception “Tolerance Pedagogy” and using its opportunities in the tolerance formation of cultural identity. The tolerance is not a defined conception, but also it is a system of humanistic principles, which should govern the interaction, relations between ethnic groups, religious and human groups. The process organization of the tolerance formation and the personality cultural identity is required taking into account of age, personality features and student’s cognitive abilities. In the article there is a generalized description of a tolerant personality. The article author concludes that the tolerance formation is a joint activity of many state and public institutions, but the main burden and responsibility for the action in this direction must fall on educational institutions, sociocultural environment.

Keywords: tolerance, personality, Tolerance Pedagogy, cultural identity

 

УДК 378

Петренко Д.А.,

кандидат педагогических наук, начальник курса факультета заочного обучения, переподготовки
и повышения квалификации Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

Чеджемов С.Р.,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

К НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

В статье освещены вопросы актуальной для Российской Федерации проблемы – создание Национальной гвардии и, соответственно, проблемы специальной подготовки кадров для нового федерального органа исполнительной власти, направленного на борьбу с терроризмом и организованной преступностью. Авторы полагают, что успешное становление Национальной гвардии потребует не только продолжения накопленного опыта обучения сотрудников силовых структур. Необходим поиск новых направлений, форм и методов подготовки кадров, что делает весьма актуальным такое научное направление в психолого-педагогических изысканиях, как формирование компетентностного подхода в организации профессиональной подготовки сотрудников Национальной гвардии. Авторы считают, что нужно активно использовать не только опыт подготовки кадров для системы МВД РФ, но и опыт Национальной гвардии США.

Ключевые слова: Национальная гвардия России, подготовка кадров, сотрудники силовых структур

Petrenko D.,

PhD in Pedagogy, Course Director of the Faculty of Extramural Training, Further Training and Advanced Training
of the Stavropol’ Branch of Krasnodar University of the Interior Ministry of the Russian Federation

Chedzhemov S.,

Doctor of Pedagogy, Professor of Chair of Pedagogy and Psychology of the North Ossetia State
Pedagogical University named after K. Khetagurov

TO SOME OF THE ISSUES OF PERSONNEL TRAINING FOR THE NATIONAL GUARD OF RUSSIA: THEORY AND HISTORY

The article expresses the issues which are relevant for the Russian Federation – it is the establishment of the National Guard and, accordingly, it is the creation of the issue of special personnel training for a new Federal Executive Authority which is oriented to struggle against terrorism and organized criminality. The article authors are believed that the successful establishment of the National Guard will require not only continuation of accumulated experience of law enforcement officials training. Search is necessary for new directions, forms and methods of personnel training, that makes such scientific direction by very relevant in psychological-pedagogical investigations as the formation of competence approach in organization of professional training officers of the National Guard. The contributors are considered that it is necessary to use not only the experience of personnel training in the system of the Interior Ministry of the Russian Federation but also to use the experience of the State Troop of the USA.

Keywords: National Guard of Russia, personnel training, law enforcement officials

 

УДК 378
УДК 159.98

Пушкарева Т.В.,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и философии культуры
Российского государственного социального университета

Агальцова Д.В.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и педагогической информатики
Российского государственного социального университета

Шемякина Е.М.,

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета

Пушкарева Е.В.,

психолог, гештальт-консультант

Богданова Н.В.,

аналитический психолог

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«Я И МОЯ КУКЛА»

В статье выделяются пять социокультурных факторов, формирующих ситуацию кризиса идентичности современного человека: множественность социальной идентичности; новые возможности выбора биологической принадлежности; подвижность культурных границ; формирование новых универсально значимых референтных групп; подвижность социальных групп и постоянное обновление идентификационных перспектив. Раскрыты психопатологические последствия идентификационного кризиса: фрустрация и потеря энергии. Показаны возможности авторской психолого-педагогической мастерской «Я и моя кукла» по компенсации идентификационного кризиса. Авторская психолого-педагогическая мастерская «Я и моя кукла», основанная на принципах и методах гештальт-подхода и аналитической психологии, позволяет провести эффективную работу по изучению идентификационных моделей человека. Это происходит путем творческого овеществления субличности человека в форме куклы, что позволяет прояснить сложные процессы идентификации и снять психологическое напряжение.

Ключевые слова: идентичность, кризис идентичности, арт-терапия, куклотерапия, гештальт-подход, психолого-педагогическая мастерская

Pushkareva T.,

D. in Philosophy, Associate Professor of Chair of Sociology and Philosophy of Culture
of the Russian State Social University

Agal’tsova D.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of Chair of Social and Pedagogical Informatics
of the Russian State Social University

Shemyakina E.,

D. in Philosophy, Associate Professor of Chair of Cultorology of the Moscow Pedagogical State University

Pushkareva E.,

Psychologist, the Gestalt-Consultant

Bogdanova N.,

Analytical Psychologist

OVERCOMING THE IDENTITY CRISIS OF A MODERN HUMAN
INTO THE PRACTICE OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL WORKSHOP
“MY DOLL AND ME”

The article distinguishes the following five socio-cultural factors, promoting the situation of the identity crisis of a modern human: the multiplicity of social identity; new opportunities to choose biological relation; the mobility of cultural boundaries; the formation of new universally significant reference groups; the mobility of social groups and constant renovation of identification prospects. There are discovered the following psychological consequences of the identity crisis: frustration and energy loss. The possibilities of the author’s psychological-pedagogical workshop “My Doll and Me” on compensation of the identity crisis are presented in the article. The author’s psychological-pedagogical workshop “My Doll and Me”, based on the principles and methods of the Gestalt-approach and Analytical Psychology, it allows to conduct efficient activity on the study of identification models of a human. This occurs through the creative reification of sub-identity of a human in the form of a doll, allowing to clarify complex processes of identification and to relieve the psychological tension.

Keywords: identity, identity crisis, art-therapy, doll-therapy, Gestalt-approach, psychological-pedagogical workshop

 

УДК 378

Агарагимова В.К.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы,
заместитель декана по науке факультета специального дефектологического образования
Дагестанского государственного педагогического университета

Даудова Д.М.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Дагестанского государственного педагогического университета

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе, в частности учета возрастных особенностей студентов. На примере тренинга, направленного на развитие коммуникативных качеств, снятия эмоционального напряжения, представлены нюансы организации обучения. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, обеспечивающих раскрытие внутренних связей между различными отраслями знаний и возможностями их использования для решения различных практических задач, ориентированных на профессиональную подготовку.

Ключевые слова: психологическая защита, рациональные приемы, эмоциональное напряжение, тренинговая работа, мотивационный конфликт

Agaragimovа V.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of Chair of Social Pedagogy and Social Work, Vice-Dean on Science
of the Faculty of Special Defectologic Education of the Dagestan State Pedagogical University

Daudovа D.,

PhD in Psychology, Associate Professor of Chair of General Psychology and Pedagogical Psychology
of the Dagestan State Pedagogical University

CONSIDERATION OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS
IN THE EDUCATION ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article covers some features of psycho-pedagogical training of specialists in a pedagogical higher education institution according age peculiarities of students, especially. On the example of training which is directed on development of communicative qualities, removing emotional tension, there are presented nuances of organization of training. The article authors are considered the reviewed process as a set of requirements for ensuring the disclosure of internal connections between the various divisions of knowledge and their abilities for use in solving different practical tasks which are focused on professional training.

Keywords: psychological protection, rational techniques, emotional tension, training work, motivational conflict

 

УДК 378

Богатырева М.Х.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена история развития отечественного дизайн-образования с 1918 г., когда были образованы Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), которые в 1920 г. были преобразованы в единое учебное заведение ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), впоследствии реорганизованное во ВХУТЕИН Высший государственный художественно-технический институт (в 1926 г.). В статье также определены современные тенденции развития российского дизайн-образования. Автор делает вывод о том, что краткий ретроспективный анализ позволил воссоздать целостную картину становления и развития дизайна и дизайн-образования; сформировать и научно обосновать цель и задачи, уточнить методы и технологии профессиональной подготовки дизайнеров.

Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, педагогические доминанты дизайн-образо­вания

Bogatyrevа M.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of Chair of Decorative-Applied Art and Design of the Karachay-Cherkessia
State University named after U. Aliev

THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC DESIGN-EDUCATION

This article is considered the history of development of domestic design-education from 1918, when the First and the Second Svomas (The First and the Second Free State Art Studios) were established, which were formed into a unified education institution in 1920 – Vkhutemas (Higher Art and Technical Studios), later it was reorganized in the Vkhutein (the HSATIN) – the Higher State Art and Technical Institute (in 1926). There are defined the modern trends of development of the Russian design -education in the article. The article author concludes that the summary retrospective analysis is allowed to recreate a comprehensive picture of the formation and the development of design and design -education; to form and justify the aim and goals, to clarify the methods and technologies of professional training of designers.

Keywords: design, design-education, pedagogical dominants of design-education

 

УДК 378.02.372.8

Часовских Н.С.,

кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В работе научно обоснована необходимость формирования у школьников и студентов самостоятельности. С этой целью авторы статьи ставят своей задачей включить в дидактику концептуальный принцип самостоятельности, который должен определять в целом вектор развития современного образования. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс формирования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе и вузе. В статье представлены нормативные и процессуальные функции предлагаемого дидактического принципа.

Ключевые слова: самостоятельность, дидактический принцип, принцип самостоятельности, нормативные и процессуальные дидактические функции

Chasovskikh N.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Gorno-Altaisk State University

THE THEORY AND THE METHODOLOGY OF THE DIDACTIC PRINCIPLE
OF SELF-SUFFICIENCY

In this paper the necessity of formation of pupils’ and students’ self-sufficiency is substantiated. For this purpose the article authors are done the aim to include the conceptual principle of self-sufficiency into didactics, which must generally determine a vector of development of contemporary education. However, this principle needs to have a certain toolkit, which could be represented in the form of meaningful, normative and procedural didactic functions, which are enabling to technologize a process of formation and development of self-sufficiency during training pupils at a school and higher education institution. This article presents the normative and procedural functions of the suggested didactic principle.

Keywords: self-sufficiency, didactic principle, principle of self-sufficiency, normative and procedural didactic functions

 

УДК 37.378.048.2

Панова И.Е.,

кандидат педагогических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета

Харченко Л.Н.,

доктор педагогических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета

ТРАНСГРЕССИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье представлен и обосновывается авторский взгляд на явления и процессы, происходящие в высшем образовании России. Отмечается, что в эволюции вузовских систем наблюдается отход от культурологической направленности образования. Это явление авторы назвали трансгрессией культурологического подхода, и оно развивается с катастрофической быстротой, поскольку российская государственная система управления социальной и экономической сферами характеризуется так называемым прямым управлением. Этатизм – вездесущее присутствие и влияние государства, характерная черта России. Результат трансгрессии культурологического подхода в высшем образовании – инновационная интегрированная культура специалиста (или будущего специалиста), которая, по мнению авторов, перспективна в силу своего творческого начала. Представлены авторские интерпретации понятий «трансгрессия», «культурологический подход», «этатизм», «инновационная интегрированная культура».

Ключевые слова: трансгрессия, культурологический подход, этатизм, инновационная интегрированная культура

Panova I.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the North-Caucasus Federal University

Kharchenko L.,

Doctor of Pedagogy, Professor of the North-Caucasus Federal University

TRANSGRESSIVE PROCESSES IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article takes and proves the authors’ viewpoint on the phenomena and processes, ensuring in the Russian higher education. It is noted that the breakaway from the culturological orientation of education is appeared in the evolution of the higher education systems. The article authors are called these phenomena as the “transgression of culturological approach” and it is developed extremely rapidly, because of the Russian state system of management by social and economic sphere is characterized by the so-called “direct management”. Etatism is the ubiquitous presence and influence of the state, it is a typical feature of Russia. The result of transgression of culturological approach in the higher education – the innovative integrated culture of a specialist (or intended specialist), which is an advanced because of its creative element, according the article authors’ opinion. The article contains the authors’ interpretations of definitions of the following concepts: “transgression”, “culturological approach”, “etatism”, “innovative integrated culture”.

Keywords: transgression, culturological approach, etatism, innovative integrated culture

 

УДК 371

Ахмедова А.М.,

кандидат педагогических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

Махмудова Ф.А.,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Дагестанского государственного педагогического университета

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК АСПЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается проблема формирования экологической культуры как значимого аспекта духовно-нравственного воспитания личности. Большое значение на современном этапе приобретает экологическое воспитание, нравственное воспитание подрастающего поколения. Одним из условий нравственно-экологического воспитания является его непрерывность и преемственность. Проблема взаимо­отношений «человек – природа» во многом зависит от нравственных качеств личности, так как в них выражаются социальные позиции личности. Воспитание экологически культурной личности тесно связанно с формированием нравственности. Формирование экологической культуры личности является одним из основных аспектов духовно-нравственного развития и воспитания гражданина.

Ключевые слова: нравственное воспитание, экологическая культура, нравственно-экологическое воспитание, экологическое сознание

Akhmedova A.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Dagestan State Pedagogical University

Makhmudova F.,

PhD in Pedagogy, Senior Lecturer of the Dagestan State Pedagogical University

THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE AS AN ASPECT
OF SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE PERSONALITY

The article defines the issue of environmental culture formation as a significant aspect of spiritual-moral education of the personality. Currently, great importance is the further development of environmental education, moral education of the growing generation. A condition for moral-environmental education is the continuity and coherence of it. The issue of interrelations along the lines “Human being – Nature” largely depends from moral qualities of the personality, as they are expressed social positions of the personality. Education of the environmentally cultural personality is closely associated with the morality formation. The formation of environmental culture of the personality is one of the key aspects of citizen’s spiritual-moral development and education.

Keywords: moral education, environmental culture, moral-environmental education, environmental consciousness

 

УДК 378

Хайбулаев М.Х.,

 кандидат педагогических наук, профессор Дагестанского государственного педагогического университета

Гаджиев Т.С.,

 кандидат физико-математических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

Раджабалиев Г.П.,

кандидат технических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ ОБЩЕСТВА

В статье с использованием историко-функционального подхода и понятия «протогенез» и «генеративная ситуация» анализируются функции взаимодействия экономики и образования. В результате такого анализа выделены пять функций взаимодействия образования и экономики: воспроизводство рабочей силы; социальная; функция познания; памяти; культуросообразная функция, а также охарактеризована история их развития.

Ключевые слова: взаимодействие образования с экономикой, генеративная ситуация, протогонез, воспроизводство рабочей силы, социальная функция, функция познания, функция памяти, культуросообразность

Khaybulaev M.,

PhD in Pedagogy, Professor of the Dagestan State Pedagogical University

Gadzhiev T.,

PhD in Physical-Mathematical Sciences, Associate Professor of the Dagestan State Pedagogical University

Radzhabaliev G.,

PhD in Technical Sciences, Associate Professor of the Dagestan State Pedagogical University

THE INTERACTION FUNCTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION
WITH ECONOMIC INSTITUTIONS OF SOCIETY

In this article there are analyzed the interaction functions of economy and education through the use of historical-functional approach and the conception “Protogenesis” and “Generative situation”. As a result of this analysis there are provided the following five interaction functions of education and economy: the reproduction of labour-power; the social; the cognition; the memory function; the culturally depended function; as well as the history of their development are considered.

Keywords: education interaction with economy, generative situation, protogenesis, reproduction of labour-power, social function, cognition, memory function, culturally depended

 

УДК 159.922.7

Хрисанова Е.В.,

педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 ‘’Рябинка’’», г. Королев, аспирант Российского государственного социального университета

ВЛИЯНИЕ МНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НА СТАТУСНО-РОЛЕВУЮ ПОЗИЦИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

В статье представлены результаты социометрического, референтометрического исследования, интервью, алгоритма вычисления интегрального статуса индивида в контактном сообществе и интеллектуального развития воспитанников ДОУ. Показано, что статусно-ролевая позиция ребенка, минуя сочетание с интеллектуальным развитием, зависит от того, как участвующие в воспитании педагоги определяют каждого из детей по признаку «степень властного влияния в группе».

Представлено методическое обеспечение определения структуры межличностных отношений в воспитательных группах детского сада. По результатам исследования предложен ряд научно-практических рекомендаций.

Ключевые слова: статусно-ролевая позиция, степень властного влияния в группе, интеллектуальное развитие

Khrisanova E.,

Educator-Psychologist of the Municipal Budgetary Preschool Education Institution the “Ryabinka” Kindergarten № 47 in Korolev city, Postgraduate student of the Russian State Social University

THE INFLUENCE OF KINDERGARTEN TEACHER’S OPINION ON THE STATUS-ROLE CHILDREN POSITION IN THE CONDITIONS OF A KINDERGARTEN

The article reports the results of a sociometric, referent-metric research, interview, an algorithm for calculating the integral status of the individual in the contact community and intellectual development of the children attending the kindergarten. It shows that the status-role position of a child, without the combination of intellectual development, is depended on how kindergarten-teachers, involving in upbringing, define each child according to the “degree of powerful influence in a group”.

There is presented methodological support for the definition of interpersonal relationships structure in upbringing kindergarten groups. Based on the findings, a number of scientific-practical recommendations are suggested.

Keywords: status-role position, degree of powerful influence in group, intellectual development

 

УДК 378.2

 Раджабов М.А.,

 ассистент Дагестанского государственного университета народного хозяйства

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ

В работе выделены педагогические условия реализации электронных образовательных технологий в математической подготовке бакалавров-экономистов на примере электронных изданий учебного назначения.

Ключевые слова: бакалавр-экономист, математическая подготовка, электронные образовательные технологии, педагогические условия

Radzhabov M.,

Assistant of the Dagestan State University of National Economy

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE MATHEMATICAL TRAINING
OF BACHELORS-ECONOMISTS

In this paper there are provided pedagogical conditions of implementation of electronic education technologies in the mathematical training of Bachelors- Economists by an example of electronic editions of educational purposes.

Keywords: Bachelor-Economist, mathematical training, electronic education technologies, pedagogical conditions

 

УДК 37.018.46

Островский А.В.,

соискатель кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета

Педагогическое сопровождение формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации, его сущность, содержание, технология реализации

В статье представлены факторы, влияющие на формирование управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации, обосновывается необходимость педагогического сопровождения формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса, раскрывается его сущность и содержание, представлена технология его реализации в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, управленческая компетенция, кадры малого бизнеса, повышение квалификации

ostrovskiy A.,

Degree-seeking student of Chair of Social Pedagogy and Family Pedagogy of the Russian State Social University

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF SMALL BUSINESS STAFF IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM, ITS ESSENCE, CONTENT, IMPLEMENTATION TECHNOLOGY

This article presents the factors, influencing the formation of managerial competence of small business staff in the professional development system; the necessity of pedagogical support of the formation of managerial competence of small business staff is substantiated; its essence and content are defined in the article; there is provided the technology of its implementation in the professional development system.

Keywords: pedagogical support, managerial competence, small business staff, professional development

 

УДК 378

Джаубаева М.И.,

аспирант Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Статья посвящена вопросам подготовки будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве вуза. В связи с необходимостью постоянно развивать и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов автором была разработана программа элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтническом образовательном пространстве», раскрывающем вопросы толерантного отношения к представителям различных рас и этносов, формирование национального самосознания и мировосприятия у студентов, национальные традиции народов Ставропольского края и др. Автор делает вывод о том, что после прохождения элективного курса, а также в результате проводимой комплексной работы в этом направлении должны произойти изменения в поведении студентов, которые должны выражаться в соблюдении ими следующих основных принципов и правил: принципа «этнической индифферентности», т.е. абстрагирования от национального фактора в межличностном общении; такта в общении с людьми другой национальности; уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса; знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек и уважения традиций других этносов.

Ключевые слова: полиэтничность, поликультурность, толерантность, поликультурное воспитание, поликультурное образование, поликультурная среда, этнокультурная компетентность, межкультурная компетентность

Dzhaubaeva M.,

Postgraduate student of the Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute

TRAINING OF INTENDED EDUCATORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
IN A POLYETHNIC EDUCATION ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

This article is devoted to issues of training of intended educators for work in a multicultural education space of a higher education institution. The need to constantly develop and improve professional training of intended specialists, the article author has developed a program of the elective course “Features of the pedagogical organization process in a polyethnic education space”, which is revealing the issues of tolerant attitude towards the representatives of diverse races and ethnic groups, the formation of national identity and mentality among students, the national traditional sensitivities of the people of the Stavropol’ territory, etc. The contributor therefore concludes that after passing the elective course , as well as from a result of performed comprehensive work, in this direction behavioral changes of students should to be happen, which must be expressed in their meeting with the following basic principles and rules: the principle of “ethnic indifference”, i.e., abstracting from the national factor in interpersonal communication; the tact in communicating with people of other nationality; the respectful attitude for rituals, ceremonials, habits, traditional sensitivities of their ethnic groups; the knowledge about ceremonials, rituals, habits of the ethnic group, in environment where a person lives and respect of traditional sensitivities of other ethnic groups.

Keywords: polyethnicity, multiculturalism, tolerance, multicultural training, multicultural education, multicultural environment, ethnocultural competence, intercultural competence

 

УДК 378

Папанова Т.В.,

аспирант Краснодарского государственного института культуры

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе междисциплинарного анализа понятия «правовая культура педагога» с учетом методологических подходов (информационный, цивилизационный, информационно-семиотический и др.) определяются содержательные аспекты процесса формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования. В статье делается вывод о том, что значение правовой культуры для формирования профессионально-личностных качеств бакалавров педагогического образования находит отражение в том, что правовая культура интегрирует в себе нравственные начала, в которых отражены исторически сложившиеся этические и нравственные нормы, позитивные устои; правовая культура на основе междисциплинарных связей, четкой логики и преемственности активно воздействует на формирование правовой культуры как профессионально-личностного качества будущего педагога.

Ключевые слова: бакалавр, педагогическое образование, правовая культура, методологические подходы

Papanova T.,

Postgraduate student of the Krasnodar State Institute of Culture

TRANSDISCIPLINARY FUNDAMENTALS OF THE LEGAL CULTURE FORMATION AS A PROFESSIONALLY-PERSONAL QUALITY
OF THE BACHELORS’ PEDAGOGICAL EDUCATION

Based on a transdisciplinary analysis of the conception “educator’s legal culture” with regard to methodological approaches (information, civilization, informational-semiotic, rtc.), this article is defined the substantial aspects of the legal culture formation as a professionally-personal quality of the Bachelors’ pedagogical education. The article is concluded that the legal culture importance for the formation of Bachelors’ professionally-personal qualities of pedagogical education is reflected in the fact that the legal culture integrates about moral principles, which reflect the historically formed ethical and moral standards, positive morals; based on transdisciplinary connections, clear logic and coherence the legal culture is actively influenced the legal culture formation as a professionally-personal quality of the intended educator.

Keywords: Bachelor, pedagogical education, legal culture, methodological approaches

Поделиться в соцсетях:
© 2013. Московский институт
государственного управления
и права (МИГУП)